Виктор Басаргин обсудил проблемы региональных бюджетов в Совете Федерации
26.03.2014 09:42 Автор: "Времечко"Накануне в Комитете по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Федерального Собрания РФ обсуждалась «конструкция» бюджетной системы.
Мероприятие прошло с участием спикера верхней палаты парламента Валентины Матвиенко, министра финансов Антона Силуанова и министра регионального развития Игоря Слюняева, заместителя председателя Счетной палаты Веры Чистовой, полпреда Президента РФ в ПФО Михаила Бабича.
Среди коллег Виктора Басаргина присутствовали губернаторы Калужской и Тульской областей.
Ключевыми вопросами стали интересы регионов и региональных бюджетов: как с помощью налоговой системы стимулировать регионы к развитию, повысить их инвестиционную привлекательность, исключить постоянные «перекладывания денег» между различными бюджетными уровнями.
Политика властей Пермского края в последнее время в приоритетном порядке ориентирована на привлечение инвесторов и развитие реального сектора экономики — именно они являются основным источником пополнения краевого бюджета и дальнейшего развития края, его социальной сферы.
Однако при увеличении собственных доходов бюджета этот эффект подчас оказывается «смазан».
Как отметил в своем выступлении губернатор Пермского края Виктор Басаргин, «серьезная проблема — в несимметричном принципе: нарастил доходную базу – получил менее выгодное соотношение по софинансированию в рамках госпрограмм».
Еще один подводный камень, по словам Виктора Басаргина, заключен «в легкости процесса возврата переплаты налога. Например, только по одному предприятию Прикамья – ОАО «Уралкалий», переплата равна доходам бюджета на 1,5 месяца».
Но если в ситуации с «Уралкалием» достигнуты договоренности о постепенном погашении налоговой переплаты, то в других регионах и с другими предприятиями часто возникают крайне проблематичные ситуации.
Как предложил Виктор Басаргин, решением проблемы может быть законодательное закрепление нормы максимальных возвратов из бюджета не более десятой доли месячных доходов, либо введение правила, когда возврат проводится только за счет источника доходов, по которому возникла переплата.
Проблемы регионов признала и Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко:
— Закрепление полномочий за нижестоящими органами власти происходит без должной оценки их реальных финансовых возможностей. При этом объемы выделяемых из федерального центра субсидий и субвенций, как правило, не покрывают расходы, необходимые регионам и муниципалитетам. Кроме того, следует отказаться от практики внесения в налоговое законодательство изменений, способствующих снижению доходов регионов, без учета их мнения и без определения источников компенсации выпадающих доходов. Большая часть региональных бюджетов перенапряжена. Для выполнения текущих обязательств субъекты Федерации вынуждены сокращать инвестиционные расходы и увеличивать долговые обязательства.
Эту проблему признал и министр финансов РФ Антон Силуанов, отметив, что одной из острейших проблем является долговая нагрузка региональных бюджетов.
— Растут долги перед коммерческими банками. Регионам, объем долга которых превысили 50% от размера бюджета, нужен особый контроль. Нельзя допустить дефолт субъектов Федерации. Мы готовы идти на рефинансирование коммерческого долга, замещая его более дешевыми бюджетными кредитами, – отметил Антон Силуанов.
При этом «бюджетные расходы должны быть предсказуемы и осуществляться по четко определенным правилам, с учетом возможностей субъектов Федерации».
Регионы же значительно отличаются по своему социально-экономическому развитию: «фактический уровень бюджетной обеспеченности до применения механизма выравнивания отличается в 17,5 раза. Между тем, регионы должны обеспечивать выполнение всех требований российского законодательства», - заявил Антон Силуанов.