Жители Пермского края опасаются, что законодательство разрешило коллекторам применят грубую физическую силу и угрозы. Граждане с кредитными займами обеспокоены и просят прояснить ситуацию.
Действительно, в России узаконили деятельность коллекторов. Национальный совет при Президенте утвердил стандарты профессии. По задумке, нововведение станет гарантом прав кредиторов и потребителей финансовых услуг.
На сегодняшний россияне должны банкам 665 миллиардов рублей. Цифры свел Центробанк. И, как известно, сейчас в России не лучшие времена с возвратом займов. К примеру в Пермской крае, жители задолжали приблизительно 150 миллиардов рублей.
«Коллектор должен уметь контактировать с должниками и поручителями на ранних стадиях взыскания задолженности. Основная его цель - мотивировать людей, попавших в сложную финансовую ситуацию, на погашение долгов», — ссылается «Российская газета» на доцента Финансового университета при правительстве РФ Каринэ Арамяна.
Согласно этому, права угрожать коллекторам никто не давал. Наоборот, человек этой профессии должен обладать навыками перегоров. А в некоторых тяжелых ситуацих даже дать консультацию: как правильно договориться с банками об отсрочке, в каком случае перезанять деньги у микрофинансовых организаций. А еще как зарегистрироваться на бирже труда, где найти работу. Правда, чтобы помочь в решение пары вопросов коллекторам необходимы экономические знания. Но на практике, большинство представители этой профессии, такими знаниями не располагают.
Если вы все-таки столкунулись с чересчур назойливыми коллекторами и считаете, что они действуют вне закона. Публикуем основные правила, которые дает журнал "fORBEC"
1. Если позвонил коллектор, надо прежде всего узнать, на каком основании он беспокоит заемщика. Есть ли договор между банком и агентством на передачу долга в работу? Эту информацию можно получить в банке либо запросить подтверждающие документы в самом агентстве.
Гражданин имеет право удостовериться в том, что ему действительно звонит сотрудник коллекторского агентства. У коллектора надо спросить полное наименование агентства, его фамилию и имя, а также на каком основании агентство работает с банком. Узнать информацию об агентстве и сотруднике нужно для того, чтобы понять, на кого при необходимости подавать жалобу.
2. Надо выяснить точную сумму заложенности и правильно ли она рассчитана. Для этого клиенту необходимо запросить в банке выписку и детализацию по лицевому счету. А потом, взяв в руки договор с банком, собственноручно попробовать рассчитать сумму задолженности.
3. Главный вопрос — как разговаривать с сотрудником агентства? При общении с коллектором не стоит паниковать и идти на конфликт. Поверьте, сотрудник коллекторского агентства не настроен «прессовать» должника. Ему нужно вернуть деньги своему клиенту (то есть банку). Заемщик вместе с коллектором могут составить оптимальный график погашения заложенности. Коллектор пойдет на то, чтобы гражданин отчислял из зарплаты по 1000 рублей, и не будет требовать заплатить всю сумму завтра.
При общении с коллектором есть несколько маленьких хитростей. Во-первых, заемщику стоит сразу предложить обращаться к нему по имени (а не по имени и отчеству). Это позволит установить более доверительные отношения. Во-вторых, при общении стоит попросить личной встречи с коллектором. Как показывает практика, в некоторых случаях личный контакт помогает уладить вопросы, которые заемщик, допустим, не желает решать по телефону. Человеку может быть просто психологически некомфортно говорить о своих долгах при коллегах или в кругу семьи.