Рельсы на развилке
14.04.2014 17:17 Автор: Наталья МухинаГородские власти планируют вернуть трамваю былую популярность к 2022 году.
Чтобы выйти на самоокупаемость городского электротранспорта и полностью отказаться от дотаций из городского бюджета, власти Перми планируют до 2022 года потратить 2 миллиарда рублей на строительство новых трамвайных путей и еще 700 миллионов – на приобретение новых вагонов.
Пермскому трамваю в этом году исполняется 85 лет.
Когда-то этот вид общественного транспорта был крайне востребован в Перми. Вагоны ходили по многим центральным улицам города, включая улицу Карла Маркса (ныне – Сибирская), а также на правый берег Камы – сегодня об этом вспомнит не каждый пермяк.
Но в наше время на первое место в городском транспорте вышел автобус, пассажиропоток у которого в прошлом году составил около 300 млн человек, тогда как у трамвая – только 39 млн, а это менее 15% от общего числа пассажиров.
Для сравнения, в 2000 году у трамвая пассажиропоток составлял порядка 150 млн человек.
ДЕВЯТЬ МАРШРУТОВ НА ВЕСЬ ГОРОД
Падение популярности трамваев среди жителей города объясняется тем, что для автобуса проще создать новый маршрут с учетом новых потребностей современного города.
Чтобы открыть маршрут в новый микрорайон, для трамвая требуется прокладка новых путей, а строительство одного километра трамвайной сети сегодня обойдется в 141,5 млн рублей. Деньги для городского бюджета немаленькие, особенно в период кризиса.
За последние пятнадцать лет было закрыто около десяти трамвайных маршрутов, и некоторые из них после изменения пути следования открыты вновь.
Сегодня действуют всего девять маршрутов на весь город. Есть еще маршруты №№ 6 и 12, но они пока не работают в связи с реконструкцией улицы Героев Хасана.
По утверждению пермских властей, их должны вновь запустить в августе – сентябре 2014 года.
Виталий Басс, начальник службы движения МУП «Пермгорэлектротранс», рассказал:
— Ежедневно на линию у нас выходит 118 вагонов из 170, остальные или на ремонте, или стоят в резерве на случай поломки или какой-то аварии на линии. Из общего числа трамваев за пять лет в рамках ведомственной целевой программы «Пермский трамвай» мы заменили на новые порядка 84. Это минские АКСМ-1М зеленого цвета и усть-катавские модели – 71-619КТ светлой расцветки и 71-623 оранжевого цвета. Оставшиеся вагоны – это всем с детства знакомые красные трамваи модели 71-605, а также бежевые трамваи 71-608, которые появились еще в начале 1990-х на замену красным.
С учетом того, что на сегодняшний день стоимость одного вагона 623-й модели – 12,7 млн рублей, финансы на обновление трамвайного парка затрачены немалые. Но даже эти усилия не помогли поднять рейтинг трамвая.
ЭЙ, НЕ СТОЙ НА МОЕМ ПУТИ
Согласно исследованиям, одна из причин, которая не дает развиваться трамваю как виду общественного транспорта в Перми, – это наличие объездных путей – или, вернее сказать, их практически полное отсутствие.
Для сравнения, в Екатеринбурге более 30 маршрутов, и каждый вагон за сутки перевозит в два раза больше пассажиров, чем пермский трамвай, хотя качество подвижного состава в столице Прикамья гораздо лучше.
Во многом такая востребованность трамваев в столице Урала объясняется наличием широкой сети объездных путей: если на одной линии произошла авария или затор, то трамвай может объехать пробку по другой линии. В Перми с этим большие проблемы: если встал один трамвай, то стоят и все остальные.
МУП «Пермгорэлектротранс» уже несколько лет пытается решить эту проблему. Так, увеличивается взыскание убытков с виновников аварий, повлекших простои электротранспорта.
В среднем ущерб от одного ДТП составляет около 10 тысяч рублей. При простое электротранспорта свыше 30 минут «Пермгорэлектротранс» взыскивает компенсацию с виновника происшествия.
Например, в 2012 году зафиксировано 815 таких аварий на путях, которые привели к 2964 часам простоя трамваев. Предприятию удалось взыскать тогда более 350 тысяч рублей.
В прошлом году было 766 случаев ДТП на трамвайных путях, которые привели к 2715 часам простоя. С виновников аварий взыскали уже более 960 тысяч рублей. При этом, согласно показателям предприятия, по итогам 2013 года количество простоев сократилось на 36,6%.
Также с 2012 года у водителей МУП «Пермгорэлектротранс» после соответствующего обучения появилось право составлять схемы ДТП. А с 2013 года при небольшой аварии, минимальных повреждениях и отсутствии пострадавших водители трамваев, не дожидаясь сотрудников ДПС, могут заполнить расписку об отсутствии претензий и разъехаться.
Все это сделано, чтобы сократить время простоя трамваев, ожидания автомобилистов и снизить размер компенсации ущерба.
— Также в ближайшем будущем мы оснастим трамваи специальными регистраторами, которые будут фиксировать все нарушения ПДД, препятствующие движению трамваев, – поделился планами Виталий Басс. – Эту информацию мы будем направлять в ГИБДД.
ТРИ ЭТАПА ВОЗВРАТА К БЫЛОМУ ВЕЛИЧИЮ
Но всех этих мер оказалось недостаточно, чтобы увеличить востребованность трамвая среди пермяков. Поэтому «Пермгорэлектротранс» разработал план развития трамвайной сети Перми, разбитый на три этапа.
Первый включает в себя повышение связанности сети, создания участков с альтернативными путями объезда трамвая в случае ДТП или поломки. Для этого предлагается связать улицы Куйбышева и Революции, а также улицу Чернышевского и бульвар Гагарина через мостовой переход на Южной дамбе.
На втором этапе для привлечения новых пассажиров предполагается пустить трамвай в микрорайоны Крохалева, Владимирский и Садовый. Для этого, конечно, необходимо строительство новых путей.
И, наконец, третий этап подразумевает строительство новой трамвайной сети: на улице Данщина, на улице Крисанова по мостовому переходу на шоссе Космонавтов, от улицы Революции через улицу Макаренко и до улицы Уинской. Также в рамках третьего этапа планируется перенос трамвайных путей с улицы Петропавловской на улицу Ленина, а также с бульвара Гагарина на улицу Крупской.
Таким образом, к 2022 году, по расчетам специалистов «Пермогорэлектротранса», пассажиропоток увеличится на 65%, доля трамвайной сети составит 25% от общего пассажиропотока.
Благодаря этим трем этапам, по их мнению, удастся сократить время простоя на 20%, а убытки, без учета затрат на инфраструктуру, довести до 0%.
Также планируется увеличить доходы от отрасли с 504 млн рублей в 2013 году до 2,1 млрд рублей в 2022 году.
Все это поможет выйти на самоокупаемость отрасли и полностью отказаться от дотаций из городского бюджета.
Жителям, по большому счету, не важно, на каком именно транспорте добираться от дома до работы и обратно – главное, чтобы было быстро и комфортно. И если трамвай будет соответствовать этим критериям, то пермяки, безусловно, остановят свой выбор на этом виде общественного транспорта.
Фото Виталия Кокшарова
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи