Растяжка «для своих»
11.12.2013 12:39 Автор: Антон ШибановПермь буквально «кишит» наружной рекламой. Незаконной.
Рекламные щиты, растяжки над дорогами, билборды – этого в нашем городе в избытке. Бизнес непыльный: поставил щит – «стриги купоны». Что же касается внешнего вида города – этот вопрос, похоже, возникает у муниципальных чиновников в последнюю очередь.
Казалось бы, ситуация должна измениться: летом в федеральный закон «О рекламе» были внесены изменения, согласно которым каждый муниципалитет должен утвердить общегородскую схему размещения рекламных конструкций.
И уже после этого – проводить для бизнесменов конкурсы и аукционы на право установки конкретных рекламных конструкций в конкретных местах. Цель благая: и привлечь дополнительные средства в бюджет, и привести внешний вид улиц в нормальное состояние.
Причем такую схему после 1 января 2014 года городским чиновникам придется согласовывать с региональными властями – в нашем случае, краевым правительством.
ПРИГЛАШАЕМ В ГОСТЫ!
И понеслось. Начиная с 10 декабря и до Нового года городская администрация пытается успеть провести конкурсы на право установки и эксплуатации рекламных конструкций.
По всем признакам, делается это в угоду «избранным» компаниям, уже работающим на рынке, за которыми маячит ряд из депутатов и политиков. Спешку можно объяснить просто: краевое правительство выступает против засилья рекламы на улицах города.
Тем более что городской бюджет, в отличие от «избранных» владельцев бизнеса, получает с этого рынка крохи. И если после Нового года краевые власти будут уполномочены вмешиваться в эти дела городской жизни, то пока городские чиновники – сами себе хозяева. И уходящие дни декабря – последние, чтобы «застолбить» за собой хлебный бизнес на ближайшие пять лет – именно на такой срок будут заключаться договоры на установку рекламных конструкций.
Тем временем нарушения закона очевидны уже сейчас. Существует целый свод нормативных актов, прямо указывающих, где и как должны располагаться те или иные рекламные конструкции.
Например, специальный ГОСТ о наружной рекламе прямо запрещает размещение перетяжек над проезжей частью. Городские чиновники лукавят: мол, этот ГОСТ устарел, вместо него на федеральном уровне должен быть принят специальный технический регламент, который пока только обсуждается.
Вот только лукавство это абсолютно очевидно, когда смотришь судебные решения о сносе неправильно установленных рекламных конструкций: суды прямо говорят, что до момента утверждения техрегламентов действуют ГОСТы...
Но даже если без регламентов и ГОСТов: по общепринятой в России практике, центры мегаполисов освобождают от крупных рекламных носителей и перетяжек как не вписывающихся в архитектурный облик города и явно небезопасных.
В Москве ситуацию с перетяжками, например, волевым решением изменил мэр Сергей Собянин – в столице их демонтировано несколько тысяч.
В Перми тоже в ходе подготовки перечня уличных рекламных носителей для различных городских зон перетяжки нигде не планировались и даже не обсуждались – настолько очевидным казался запрет на их использование. Однако они неожиданно «всплыли».
ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ
Почему же над городскими улицами «висят» перетяжки? Куда смотрит ГИБДД? Ведь именно она является уполномоченным органом по контролю за соблюдением ГОСТов в части автомобильных дорог.
По словам начальника отделения дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД РФ по Перми Вячеслава Кадочникова, с начала года автоинспекторы довели до суда около сорока административных дел в отношении рекламных агентств, размещающих перетяжки. На рассмотрение одного дела уходит до полугода, но и доведение дела до суда не гарантирует наказания виновным.
— В конечном итоге, когда в суд приходим, агентства пишут договор, что перепродали данную рекламную конструкцию другой компании, и в этом случае уходят от ответственности. И получается, что все разбирательства необходимо начинать заново. Тем временем рекламная конструкция как стояла, так и стоит, мы не можем доказать, кому именно она принадлежит.
Неофициально же люди в погонах называют еще одну причину: «Ну вы же знаете, за этими перетяжками стоят непростые люди. И представляете, какие там крутятся деньги».
По оценкам экспертов, сегодня рекламных перетяжек в городе около 400. А в конкурсах, которые объявила городская администрация, их еще больше – уже 511!
Администрация Перми умудряется провести конкурс на право установки конструкций, которые противоречат федеральному законодательству и с которыми пытаются бороться правоохранительные органы! Абсолютный сюрреализм – но, увы, реальность.
С придорожными рекламными щитами ситуация похожа. За некоторыми исключениями. Их размещение на территории города возможно, но не ближе, чем за пять метров от края проезжей части и 50 метров от перекрестка, тоннеля или мостового перехода. Нарушения – сплошь и рядом.
ГИБДД, по словам Вячеслава Кадочникова, в меру сил пытается бороться и на этом фланге рекламного фронта, но силы снова неравны.
— Мы и по щитам, и по растяжкам работали. Вот у нас много контор, которые наказаны, суммы там и по четыреста тысяч... Но для них это что? – вздыхает Вячеслав Кадочников. – Если они с одного щита получают доход около 50 тысяч в месяц, так что им штраф? На одном – заплатили, на других отработали эти деньги, и все.
«ПРАВИЛЬНЫЕ» ПРИОРИТЕТЫ
...А в то время, как ГИБДД пытается в судах найти управу на установленные с нарушениями рекламные конструкции, администрация города спешно проводит конкурс на право их установки и эксплуатации еще на пять лет. И это уже на тысячу «с хвостиком» рекламных конструкций!
Что же за странная логика? Начальник управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации Перми Ахсо Арекеева рассказала нам, что администрации города здесь отведена роль не главная, а скорее второго плана. А именно – «всего лишь» провести новый муниципальный конкурс на размещение наружных рекламных конструкций, поскольку срок старых договоров аренды истекает.
И такие «правила игры» на пермском рынке установлены не администрацией, а Пермской городской думой, депутатами.
Ахсо Арекеева говорит:
— Действительно, с 10 декабря в городе Перми будет проходить конкурс на размещение рекламных конструкций на территории города. Работа эта системная, начата она была задолго до 2013 года. В 2008 году заключали договоры, которые имели пятилетний срок. Поэтому бюджет 2013 года депутатами городской думы планировался с учетом проведения торгов по рекламе.
Вот только тот механизм, который предусмотрели депутаты, назвать нацеленным на получение денег в бюджет ну никак нельзя. Ведь если бы главной целью был бюджет, то сегодня администрация города проводила бы не конкурсы, а аукционы. В которых право установить рекламную конструкцию получал бы тот, кто заплатит в бюджет больше денег.
Так, как, например, делают Москва и подавляющее большинство городов, где процесс организован именно в интересах бюджета.
В Перми вместо аукциона решили проводить конкурсы. Когда для определения победителей предусмотрена масса критериев – и, опять же, явно в интересах существующих игроков на рынке. Например, если для установки рекламного щита не требуется проводить земляных работ – значит, это несколько очков «в плюс» участнику конкурса, у которого этот щит уже стоит!
По оценкам экспертов, только рекламные перетяжки приносят своим владельцам в год около 200 млн рублей чистого дохода.
В разы больше дохода получается и от рекламных щитов. Весь этот рынок контролируется вполне конкретными людьми, под которых и составляется документация муниципального конкурса, уверен Антон Толмачев.
— За рекламным агентством «Утро» стоит Илья Шулькин – депутат ЗС Пермского края. Основатели крупнейшего рекламного агентства «Паритет», как известно, Борис Галкин – бывший советник мэра Перми Игоря Сапко, и Марат Биматов, президент Пермской торгово-промышленной палаты. И перечислять можно долго, – уточняет Антон Толмачев.
ЧТО НА ЭТО СКАЖЕТ ПРОКУРОР?
Но это еще не все интересные факты нашего повествования. Мы уже говорили: перед тем как будет объявлен конкурс, в городе должна быть утверждена схема размещения рекламных конструкций. Утверждена, опубликована в печати – как и любой нормативно-правовой акт. Но пермские власти настолько торопятся провести все конкурсы до Нового года, что даже не пытаются скрывать факт отсутствия такого документа!
А 5 декабря заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев направил письмо председателю правительства Геннадию Тушнолобову, где говорится: «В целях разработки и утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории города Перми... заключен муниципальный контракт от 28.10 2013 г.»
То есть сегодняшние конкурсы по наружной рекламе – абсолютная фикция! Как можно выставлять на торги то, чего нет? В управлении по развитию потребительского рынка оправдываются: торги проводятся на основании различных «планов размещения» рекламных конструкций, которые были «нарисованы» для различных улиц, перекрестков и так далее. И именно такой порядок утвержден Пермской городской думой.
Вот только вопрос: с каких это пор Пермская городская дума стала принимать решения, которые прямо противоречат федеральному законодательству? Закон «О рекламе» устанавливает конкретные требования: единая схема города – разработанная, утвержденная и опубликованная. И ни для пермских, ни для прочих «местных» депутатов нет никаких исключений.
Странно, куда смотрит прокуратура? Ведь, по большому счету, отменять в судах противоречащие федеральному законодательству местные нормативно-правовые акты – прямая обязанность прокурора!
В прокуратуре Перми нам сообщили: сложившаяся ситуация на рынке наружной рекламы изучается. У надзорного органа также появляются вопросы. Во-первых, по поводу уже существующих незаконных рекламных конструкций.
Михаил Механошин, старший помощник прокурора Перми, пояснил «Времечку»:
— Контроль в случае с перетяжками – это полномочия ГИБДД. И в первую очередь мы будем оценивать их работу, как они решали вопрос с размещением рекламных конструкций над автодорогами. И какие меры ими предпринимались к администрации города.
Во-вторых, вопросы есть и к администрации Перми. По словам Михаила Механошина, начальнику управления по развитию потребительского рынка и начальнику департамента имущественных отношений администрации города направлены предупреждения:
— Мы сообщили им, что проведение конкурсов по наружной рекламе незаконно. Что в случае проведения конкурсов будут нарушены законы «О безопасности дорожного движения» и «О рекламе». Суть нашей сегодняшней меры реагирования – предупреждение о недопустимости нарушения закона. И пока мы ждем. Если торги все-таки будут проведены, тогда уже будем принимать решения о других мерах реагирования, - подитожил старший помощник прокурора.
Впрочем, пока еще остаются считанные дни, чтобы остановить всю эту вакханалию. Свое слово еще может сказать глава администрации Перми Анатолий Маховиков – приняв решение об отмене конкурсов, объявленных его подчиненными.
Краевые власти уже предложили ему сделать этот шаг, отреагировал ли сити-менеджер, пока неизвестно.