Кто нажимает на депутатские кнопки?
23.10.2013 21:23 Автор: Константин ПавловСегодня ночью по пермскому сегменту Фейсбука начал гулять любопытный документ: письмо председателя совета директоров компании «Базэл Аэро» Андрея Елинсона на имя депутата Законодательного собрания Пермского края Юрия Елохова.
В этом послании руководитель коммерческой структуры выражает неприкрытую заинтересованность в участии в конкурсе по продаже акций пермского аэропорта по результатам доверительного управления. Тем самым стала понятна возможная причина, по которой группа депутатов Законодательного Собрания Пермского края в эти же дни развернулась на 180 градусов по вопросу о приватизации пермского аэропорта.
Много месяцев так называемая «группа товарищей» активно возмущалась тому, как был выбран инвестор и какой способ приватизации аэропорта предложило краевое правительство. Григорий Шулькин ещё месяц назад в телеэфире восклицал: «Наша позиция простая - открытый аукцион, приходите, инвесторы, покупайте!» Юрий Елохов ему вторил, требуя проведения конкурса: «Инвестор пермского аэропорта был выбран тайно и непублично». Вадим Чебыкин: «Мы сейчас обсуждаем схемы приватизации, сложные юридические схемы, а у нас конкурса не было... Я хочу, чтобы в положенное время, в положенном месте на сайте госзакупок делались объявления с приглашением участвовать».
То есть: требовали проведения нового конкурса, а еще лучше – аукциона. И так далее, категорически не желая слышать объяснения, почему такие варианты не подходят.
Озарение наступило "вдруг" – 22 октября... Вся "группа товарищей" и сочувствующие разом на 180 градусов "переобулись" – и подписали письмо на имя губернатора края, где враз разуверились в собственных и еще буквально вчерашних желаниях. Цитируем: «На наш взгляд такие способы продажи, как продажа акций ОАО «Международный аэропорт «Пермь» на аукционе или на конкурсе также не являются оптимальными для реконструкции Аэропорта, поскольку в первом случае в условия аукциона входит только предложение наиболее высокой цены, обязательства по реализации Проекта включить нельзя (п. 1 ст. 18 ФЗ), а во втором случае срок выполнения условий конкурса не может превышать один год, обязательства по реализации Проекта исполнить за этот срок невозможно (п. 17 ст. 20 ФЗ)».
Чудо озарения? Вероятно. А предвестником этого чуда, судя по всему, стало подписанное накануне, 21 октября, председателем совета директоров компании «Базэл-Аэро» письмо на имя Юрия Елохова. В котором он предлагает рассмотреть новый вариант приватизации аэропорта — через схему доверительного управления. И надо же такому случиться: именно этот вариант «вдруг» начинает предлагаться губернатору в качестве альтернативы. Магия!
Вернемся немного в историю. В конкурсе, проведенном краевым правительством еще в феврале нынешнего года, победу одержала компания «Кольцово-Инвест», входящая в холдинг «Аэропорты Регионов» (ГК «Ренова»). Второе место в нем заняла компания «Новапорт», управляющая новосибирским аэропортом «Толмачево». И лишь на третьем месте с большим отрывом оказался холдинг «Базэл Аэро», управляющий, в частности, аэропортом Сочи, раскритикованным Президентом РФ Владимиром Путиным.
Представители компании «Новапорт» не раз заявляли о том, что конкурс проводился честно и открыто, и у них нет претензий к его итогам. Компания же «Базэл Аэро», проигравшая «в пух и прах», со своим поражением не смирилась и еще весной обратилась в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на результаты конкурса. ФАС возбудил дело по этой жалобе лишь в начале сентября – накануне рассмотрения на Законодательном собрании вопроса о приватизации аэропорта. На прошлой неделе состоялось заседание ФАС по этому делу, однако никаких решений на нем принято не было.
Представители антимонопольной службы не смогли толком объяснить, в чем заключаются конкретные претензии с их стороны к проведенному конкурсу. И следующее заседание по данному делу пройдет лишь в середине ноября. Зато бывший глава Пермского УФАС Дмитрий Махонин зачем-то выступил в пермских СМИ с общими рассуждениями по этой теме. Хотя по полномочиям тема пермского аэропорта его не касается, потому что в федеральном антимонопольном ведомстве он отвечает за топливно-энергетический комплекс.
Тот же Илья Шулькин говорил, что «... вопрос, связанный с приватизацией аэропорта, можно рассматривать только после вынесения решения УФАС, которое сейчас проводило проверку и занималось изучением материалов. У надзорных органов есть месяц для изучения материалов. Если мы увидим положительное решение, вопрос может быть рассмотрен, но если нет - вопрос не будет рассматриваться либо будут принципиально меняться правила приватизации аэропорта». Антимонопольщики еще никакого решения не приняли, а господин Шулькин уже все для себя решил и подписал письмо о необходимости доверительного управления. Что же важнее для нашего депутата, чем решение ФАС? Кто такой сильный может заставить Шулькина передумать, чтобы не ждать чиновников уважаемого федерального ведомства?
В июле в Перми разразился скандал, связанный с обнародованием договора между Аэропортом «Краснодар» (входящем в «Базэл Аэро») и Фирдусом Алиевым - бывшим главой администрации прежнего губернатора Прикамья Олега Чиркунова. В соответствии с ним Алиев брал на себя обязательства по производству дизайнерских работ в аэропорту Краснодара на сумму 1 млн. 149 тыс. рублей. В действительности же, по мнению пермских экспертов, Фирдус Завидович получил эти деньги за лоббирование интересов «Базэл Аэро» среди депутатов Законодательного собрания Пермского края, формируя у них негативное отношение к возможному заходу структур «Реновы» на пермский аэропорт.
Проводя аналогии между этой историей и нынешним письмом председателя совета директоров «Базэл Аэро» на имя депутата ЗС Юрия Елохова некоторые пермские блогеры иронизируют: уж не устроил ли Фирдус Алиеви Елохова дизайнером в «Базэл Аэро», коли тот стал так неприкрыто лоббировать интересы этой компании? И замечают, что, вероятно, в «Базэле» хватит вакансий дизайнеров для всех желающих депутатов.
Другой процветавший во времена Алиева политический деятель, депутат ЗС Дмитрий Скриванов в это же самое время вдруг тоже развернулся на 180 градусов. Ещё 21 октября в эфире одной из пермских телекомпаний утверждал, что предложенный губернатором вариант приватизации нарушает конкуренцию и что единственно правильный путь — прозрачный конкурс. А уже 22 октября господин Скриванов подписывает письмо «группы товарищей» о необходимости приватизации пермского аэропорта по схеме доверительного управления, а проведение нового конкурса считает нецелесообразным. Что называется, перестал стесняться. Видимо в «Базэл Аэро» открылись новые вакансии дизайнеров.
Скорость проведенной операции впечатляет. 21 октября — дата подписания письма руководителя «Базэл Аэро» Юрию Елохову. 22 октября — дата подписания «группой товарищей» уже своего письма губернатору. Теперь они все уже не за конкурс, а за доверительное управление, которое только что предложила компания Олега Дерипаски.
Как говорится, без комментариев.
Решение по этому вопросу депутаты Законодательного собрания Пермского края должны принять завтра на своем очередном пленарном заседании. Если, конечно, противники губернатора Виктора Басаргина не устроят новый демарщ и не сорвут кворум, как это уже было в ходе сентябрьской «пленарки», где из-за этого вопрос по аэропорту так и не был рассмотрен.