Когда горяченькая пойдет?
11.07.2014 15:27 Автор: Алёна ЕвдокимоваВ ЖКХ на все есть свои сроки и нормативы.
Сезон опрессовки в самом разгаре. Все работы в домах, объектах социнфраструктуры – детских садах, больницах, школах и так далее – должны быть завершены до 1 сентября.
На сколько имеют право отключать горячую воду, обязательно ли об этом предупреждать жильцов дома и какой температуры вообще положено быть горячей воде?
Разбираемся вместе с городским департаментом ЖКХ.
ХОРОШИЕ НОВОСТИ
В департаменте ЖКХ администрации Перми нашу редакцию сразу порадовали: Пермь вошла в список городов – участников проекта КЭС-холдинга «ГВС 2.0».
Кроме краевой столицы в списке Краснокамск и Чайковский (всего же 22 города-участника в 15 регионах России). Это значит, что вместо рекомендуемых 14 дней испытание и ремонт сетей в городе должны проходить в ускоренном режиме – от трех до девяти дней, в зависимости от технологических особенностей участка.
На данный момент гидравлические испытания уже полностью завершены в Краснокамске, Чайковском и пермском микрорайоне Гайва.
Олег Смирнов, начальник отдела отраслевой политики департамента ЖКХ администрации Перми, поясняет:
— Управляющие компании и ТСЖ обязаны заранее, не позднее чем за десять дней до начала испытаний, информировать жильцов о проведении опрессовок. Они должны размещать на подъездах объявления о предстоящих отключениях горячей воды. Хотя информацию можно получить и в своей УК или ТСЖ (телефон указан на квитанции ЖКУ), а также в отделе ЖКХ администрации своего района. Кроме того, по возникшим вопросам жители могут обратиться в Центральную диспетчерскую службу ЖКХ Перми – телефон 057, или диспетчерскую службу теплоснабжающей организации ООО «ПСК» – телефон 237-14-35. При этом не стоит путать плановые работы и экстренные отключения. Например, у меня недавно затопило соседа, который в это время находился в отпуске. Ни о каком предупреждении за десять дней речи, конечно, не шло – экстренно перекрыли стояк и эти же десять дней все ждали хозяина квартиры...
Чтобы не отключать ГВС дважды, нужно, чтобы УК или ТСЖ синхронизировали сроки проведения своих ремонтов на внутренних сетях дома с тепловиками. Графики работ УК и ТСЖ по профилактике и ремонту систем теплоснабжения разрабатываются за месяц до окончания текущего отопительного периода, согласовываются с теплоснабжающей организацией и утверждаются в органах местного самоуправления.
Уже несколько лет Пермь зимует без серьезных коммунальных аварий, то есть опрессовки проводятся в целом качественно и они нужны, чтобы не замерзнуть зимой при аварии.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?
Опрессовка – это испытание на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения. Оно должно производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.
— Испытание на прочность и плотность производится в следующем порядке: система теплопотребления заполняется водой с температурой не выше 45 градусов, полностью удаляется воздух через воздухоспускные устройства в верхних точках, – рассказывает Олег Смирнов. – Давление в трубах доводится до рабочего и поддерживается в течение времени, необходимого для осмотра всех сварных и фланцевых соединений, арматуры, оборудования, приборов.
В трубе держат давление не менее десяти минут. Если в течение этого времени не выявляются какие-либо дефекты, давление доводится до пробного (для пластмассовых трубопроводов время подъема давления до пробного должно быть не менее получаса).
Системы считаются выдержавшими испытания, если во время их проведения не обнаружены потения сварных швов или течи из нагревательных приборов трубопроводов, арматуры и другого оборудования.
Кстати, сокращение сроков опрессовки в рамках проекта «ГВС 2.0» обеспечивается и за счет нового оборудования, поясняют тепловики. Так, при проведении гидравлических испытаний они, например, применяют мобильные «опрессовочные» установки-мотопомпы, которыми нагнетается давление в сетях, и за счет этого проверяется, есть ли течь (как уже пояснялось ранее, помимо других признаков, если давление во время опрессовки падает – значит, где-то труба прохудилась).
Эти мотопомпы оснащены GPS-датчиками, которые позволяют точно очертить участок испытаний – то есть они выходят более локальными, аппаратура лучше фиксирует дефекты и места утечек. Как результат – сокращение сроков и трудозатрат.
ПЕРЕРАСЧЕТ
Лето – время приведения тепловых систем в порядок. Зимой аварийное отключение тепла и воды может больно ударить по жильцам, поэтому сетовать на отсутствие тепленькой воды в кране во время гидравлических испытаний не стоит.
— Кроме того, если вы по опыту прошлой зимы помните, что были проблемы с батареями в квартире и планируете их замену – лето самое подходящее время для этого, – советует пермякам Олег Смирнов, начальник отдела отраслевой политики департамента ЖКХ администрации Перми. – Если были претензии зимой к воздушным пробкам, которые мешали нагреву радиаторов, – значит, УК или ТСЖ плохо справились со своей работой, и опять же есть повод обратиться к ним именно сейчас, в течение июля – августа. Потому что воздух в трубах означает услугу ненадлежащего качества.
Когда собственнику квартиры положен перерасчет за отключение горячей воды или недостаточный ее подогрев? Правила предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354) предписывают, что при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества (например, горячая вода на самом деле совсем и не горячая) или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах на время ремонтов, плата за услугу в расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты.
На период опрессовки, чтобы определить, в каком случае вам положен перерасчет и сколько должны за каждый день без горячей воды вычесть, дадим подсказки: допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды – восемь часов (суммарно) в течение одного месяца, четыре часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15 процента.
То есть отключали горячую воду в течение июля не на восемь, а в сумме на десять часов за месяц, значит, два часа умножаем на 0,15, получаем 0,3%. Берем плату по горячей воде за июль – это 100%, и вычитаем 0,3% (нужно считать в зависимости от суммы в абсолютных цифрах). Это и будет перерасчет.
Также существуют требования к температуре горячей воды. Не стоит мириться со слегка тепленькой и платить за нее по полной, как за горячую.
— Температура горячей воды должна быть не ниже 60 и не выше 75 градусов, – рассказывает Олег Смирнов. – За каждые три градуса отступления от допустимой температуры горячей воды с пяти утра до полуночи и за каждые пять градусов с полуночи до пяти утра размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы.
Считается так: например, пять дней вода была холоднее положенного на шесть градусов. За каждые три градуса – минус 0,1%. То есть в сумме минус 0,2% за пять дней. В итоге месячную плату делим на 30 или 31 день и высчитываем сумму платы за пять дней, из которой вычитаем эти 0,2%. Это не просто вопрос экономии – это возможность изменить отношение исполнителей и поставщиков услуг к своим обязанностям – предоставлять качественные услуги.
Кроме того, за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже плюс 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
В течение суток с момента обнаружения не слишком горячей воды или ее отключения (если это не ожидаемая всеми опрессовка) исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг, зарегистрировать в электронном или бумажном журнале учета таких фактов дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества.
А жильцы должны позвонить (или написать) в аварийно-диспетчерскую службу – это обращение также подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. Проводится проверка факта нарушения качества коммунальной услуги и составляется акт. В случае нарушения делается перерасчет.
ПАСПОРТ ДОМА
Когда дом готовится летом к зиме, то речь идет не только об опрессовке. В департаменте ЖКХ администрации Перми рассказали, что существует целый паспорт дома, куда входят данные по промывке и опрессовке системы отопления (при необходимости – ремонт или замена запорной арматуры), сведения о работах по тепловому контуру (остекление, ремонт дверей, окон, утепление чердаков, подвалов), по подготовке крыши (ремонт кровельного покрытия, прочистка ливнестоков), информация о ремонте и ревизии внутридомового электрооборудования.
Готовность жилого дома к эксплуатации осенью и зимой определяется комиссией, в состав которой входят и представители дома, с обязательной процедурой составления паспорта готовности дома.
Жилищная инспекция при проведении проверок сверяет, оформлены ли паспорта и соответствуют ли внесенные данные фактическому состоянию дома.
ЕТО НЕ ВОПРОС!
Также не стоит забывать, что Пермь стала одним из первых городов России, имеющих стратегический план обеспечения теплом до 2027 года, с учетом перспективной застройки. Во время публичных слушаний по документу прошли сложные переговоры с застройщиками – так как энергоэффективное жилье не может быть слишком дешевым, нужно найти баланс между ценой за «квадрат» и энергосбережением.
Цель схемы теплоснабжения Перми – сократить потребление тепловой энергии за счет модернизации сетей, перераспределения нагрузок на более экономичных производителей тепла.
Также к 2027 году жилые дома, офисные здания, заводы должны потреблять на 45% меньше энергии – составлен погодовой план реализации. Время аварийных отключений тепла должно быть сведено к сроку не больше трех-четырех часов за весь отопительный период, горячей воды – не более трех суток.
Сейчас оперативно переключить с одного аварийного источника на другой можно только четверть потребителей в Перми. К 2023 году показатель обещают довести до 70%. То есть при любой аварии потребители долго сидеть без воды и тепла не должны – создадут резервные системы для быстрой замены источников на время аварий.
Следующий шаг – определение Единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в городе – компании, которая полностью будет отвечать за подготовку Перми к отопительному сезону.
Фото Виталия Кокшарова