Права ученика и права учителя
02.02.2015 10:45Впервые за 10 лет в пермских школах в 2014 году был проведен мониторинг соблюдения прав человека в школах. Подведены итоги исследования.
90% учащихся и 88% педагогов указали, что в школах созданы возможности для получения информации о правах человека (10 лет назад так отвечали 83% учащихся и 71% педагогов).
Источником знаний о правах человека назвали уроки права и обществознания 94,2% опрошенных, сеть Интернет 80,4%, СМИ 65,3%, учебная литература 59,1%.
Результаты показывают, что теряет остроту проблема физической доступности образования, но существуют барьеры для посещения учениками отдельных занятий: «недопуск» к занятиям, отсутствие преподавания некоторых предметов.
Выявлено, что за последние 10 лет образовательные организации стали более безопасными, но родители обращают внимание на отсутствие медработников в школах значительную часть рабочего дня. Отмечается улучшение материально-технических условий организации образования, возникающие проблемы решаются в текущем режиме.
Как сообщила в своем блоге Раиса Кассина, министр образования края, одним из важных аспектов мониторинга стало изучение ситуации, связанной с обеспечением свободы от унижения человеческого достоинства в стенах образовательной организации. При этом случаи физического насилия в отношении детей отмечены респондентами как единичные, наблюдается тенденция к их снижению: «Отмечается некоторое улучшение ситуации и в сфере защищенности детей от психологического насилия. Более 70% учащихся и более 80% педагогов определили принципы отношений как «уважение и сотрудничество», и только 6% учащихся и 4 % педагогов считают, что они основаны на подчинении и принуждении».
Реализация права на участие в управлении образовательной организацией оценивается положительно, так 77% участников исследования считают, что управляющие советы принимают важные решения.
Мониторинг выявил и ряд проблем в сфере соблюдения прав человека в школе, оказалось, большая часть нарушений вызвана недостатком знаний работников образования о правах человека, умений и навыков, которые позволяют решать задачи образования и воспитания, не нарушая прав ребенка. К примеру, был зафиксирован факт публичного представления списка детей малоимущих и многодетных родителей, что является нарушением неприкосновенности частной жизни. Исследователи обратили внимание на то, что ряд прав учителя существуют номинально, например, право на повышение квалификации.
Исследователи отметили: «Можно утверждать, что государственная образовательная политика является главным системным фактором, порождающим нарушение прав педагогов... Можно говорить о несоразмерности низкой заработной платы учителей и сложного труда. Государство нарушает не только право учителя на справедливую оплату труда, но и право учащихся на качественное образование. Ситуация усугубляется довольно частым предъявлением к педагогам требований выполнения работ, не входящих в их должностные обязанности. В результате школа остается без педагогов, способных обеспечить высокое качество образования и воспитания».
Добавим, что мониторинг проводили сотрудники Центра гражданского образования и прав человека под руководством Андрея Суслова в 14 общеобразовательных организациях Пермского края. Цель исследования – определить уровень знаний прав человека учащимися и педагогами, выяснить причины и характер наиболее распространенных случаев нарушения прав человека в школе для дальнейшего изменения ситуации. Итоговый отчет размещен на сайте Центра гражданского образования и прав человека.