«Золотая маска» приедет к нам»
07.10.2014 16:24 Автор: Ирина ГерасимчукТеатр снова стал модным. На премьерах – аншлаги. В фойе театров и в соцсетях – обсуждение спектаклей и режиссеров. Театры в ответ на зрительский интерес предложили взыскательной публике несколько новых ярких постановок.
Борис Мильграм, художественный руководитель Театра-Театра, объясняет театральное увлечение пермяков так:
— Театр – особое магическое место. Но где есть бог, там есть и дьявол. Я озабочен тем, чтобы дьявол не вступал на эту территорию. Наш театр очень светлый, им занимаются светлые люди.
За последние сто лет существования российской цивилизации театр выделился в некую отдельную субстанцию, он стал местом, где люди оценивают себя. Если у города нет такого устройства, то город чувствует себя неполноценным. Так уж произошло в России, что во времена Советского Союза государство совершенно сознательно создавало театр как культурный центр. Гениальным изобретением стал репертуарный театр.
— Мы – провинция, но часто претендовали на статус столицы в той или иной сфере.
— Столица – это собрание ресурсов, смыслов, возможностей, средоточие людей. Естественно, это привлекает людей извне, создает почву для гордости: я здесь живу, здесь происходит что-то значимое. Пермь – особый город, он был создан Екатериной как центр управления провинциями.
Правда, в разное время к нему относились по-разному. Большевики, например, перенесли центр управления в Екатеринбург. Несколько лет назад о Перми заговорили на всех теле-и радиоканалах, в столичных газетах, теперь стали подзабывать. Я на протяжении ряда лет пытался внедрить в Перми столичное пространство, столичное напряжение. Два года назад губернатор пригласил меня возглавить театр. Сейчас создаются условия, чтобы сделать театр совсем не периферийным: край выделяет деньги на смену нижней механики, идет ремонт пространства вокруг здания.
Вот смотрите, чтобы вывезти такой спектакль, как «Алые паруса», в Москву, необходимо, чтобы была сцена, которая дает специальные возможности. А такая сцена есть, может, в двух-трех театрах столицы. Когда мы сменим механику, то вывезти спектакль на «Золотую маску» будет невозможно, «Золотая маска» приедет к нам. Точно приедет. Это оркестр можно перевезти в любую точку планеты, а такую сцену – нет.
— Как изменился пермский театр за последние десять лет?
— Наш театр занимает главное географическое место в городе, и десять лет тому назад он находился в плачевном состоянии. Поэтому любой шаг, который проводился в сторону улучшения, был виден и производил большой эффект. Поменяли плитку, свет, механику. Все это было заметно.
Но главное – не техника. Существенно поменялся театр. Тот зритель, который был до этого, ушел, пришел новый. Шесть лет назад я объявил, что свою задачу выполнил: город убедился, что в труппе прекрасные артисты, но дальше появилась необходимость поменять пространство вокруг театра, в городе. Пространство изменилось – театр всегда полон зрителей. Посмотрите, на первом спектакле сезона был полный зал! Хороший пример – первый спектакль 88-го сезона – в зале не было пустых мест! Теперь стоит другая задача – как удержать достигнутое.
— Пермь – театральный город? Выходец из Перми режиссер Денис Хуснияров в интервью «Пермскому Времечку» ответил на этот вопрос отрицательно.
— Думаю, что Пермь – театральный город. Когда я приехал сюда и давал интервью в прямом эфире, один зритель спросил меня: «С кем вы будете работать?» Теперь такой вопрос даже возникнуть не может. Нет плохих актеров – есть плохое к ним отношение.
Вообще мы с театром нашли друг друга. Наши артисты более чистые, натуральные, чем столичные звезды, не бегают со спектакля на съемки, а со съемок – на озвучку. С другой стороны, у них меньше опыта, а только опыт дает знание, как, не тратя время, можно отдавать все, что умеешь. За десять лет наши актеры научились входить в контакт с любым режиссером.
Первый спектакль сезона «Восемь женщин» – это постановка, в которой участвуют восемь уникальных актрис. Причем некоторые из них были в этом театре до меня, есть замечательные артисты, которые пришли от Сергея Федотова. Я утверждаю, что мы имеем не меньших звезд, чем в столице. Просто ни они, ни мы пока об этом не знаем.
Десять лет назад в Театре оперы и балета была прекрасная балетная труппа, но не было значимого оркестра. Когда появился Курентзис, город приобрел прекрасный оркестр. Наш зритель знает, куда идет. Курентзис будет играть Стравинского – придет конкретный слушатель, который понимает, какую музыку написал Стравинский, и знает стиль Курентзиса. И зал будет полным.
Сегодняшний зритель – не просто театральный любитель, он идет не только на автора или актера, но и на режиссера, дирижера, художника, сценографа, он понимает и различает стили. В Перми создалась уникальная ситуация, когда зритель сам создает мотивации. И сегодня у нас есть театрал на любую мировую продукцию. Сейчас необходимо укрепить те ценности-бастионы, которые имеем.
Театр-Театр и оперный не просто находятся «на пике» формы, они имеют богатую историю, особую культуру и атмосферу, которые формировались десятки лет.
Фото Виталия Кокшарова