Физкультпобеда
18.04.2014 19:12 Автор: Михаил Данилович«Учитель года – 2014» Роман Азманов признается, что победа в краевом конкурсе стала неожиданностью и для него самого, и для других участников вместе.
Он учитель физической культуры, а конкурс так устроен, что на нем нужно говорить, а не действовать.
Фаворитами, казалось бы, были учителя начальных классов и педагоги гуманитарных предметов.
Тем не менее конкурс завершился физкульттриумфом Романа.
Впрочем, Роман уверен: на физкультуре тоже надо думать, а не только бегать с мячом. И одна из причин, по которым он решил участвовать в конкурсе, – как раз намерение разрушить миф о «глупой физкультуре».
Молодой педагог работает в пермской школе №2 с углубленным изучением гуманитарных предметов.
Как же он шел к победе и добился высокого признания коллег – об этом Роман Азманов рассказал в интервью нашему корреспонденту.
— Роман, ожидал, что можешь победить?
— Конечно, нет. Лишь после первого – городского – этапа я почувствовал, что шанс есть всегда. А до этого и подумать об этом не мог. На конкурсе нужны были качества, не связанные с физическим движением, – умственные, интеллектуальные, эмоциональные. Поэтому в определенном смысле, конечно, было сложно.
Но что тут скажешь, я справился. Хочу сказать спасибо моей команде. Это как в спорте: соревнования, конечно, могут быть индивидуальными, но за тобой всегда стоят тренер, команда поддержки. Так и здесь: мне помогали наставники из моей школы.
Это скорее наша общая победа, чем личная. Давали советы мне и преподаватели из педагогического университета, где я учился.
— Почему решил участвовать в конкурсе?
— Мне предложила подать заявку директор школы Валентина Леонидовна Красносельских. Ее особенность – она точно знает, кого на какой конкурс или форум нужно отправить. Помогает педагогам самосовершенствоваться. Ведь нам тоже надо учиться, учиться и еще раз учиться, а не только учить.
У меня и самого появилось желание принять участие в этом состязании, чтобы получить опыт – ну и поделиться опытом своим.
Ведь что большинство людей думает о предмете «физическая культура»? Что физрук «дал мяч – бери, беги», что думать на уроках и не надо. А вот как раз таки надо, причем ничуть не меньше, чем на любых других дисциплинах. Кроме того, что мы тренируем тело, мы должны тренировать и личность. Нельзя и без физических качеств, и без духа.
Да, у человека могут быть супермышцы, но если не будет души, определенных личностных качеств, то он не добьется многого в жизни.
На этом конкурсе у меня появился шанс доказать свою точку зрения, и судя по итогам, у меня это получилось.
— В конкурсе были самые разные испытания: открытый урок, мастер-класс, беседа с учащимися. Ты с успехом их прошел?
— Скажу сразу: подготовить ребят к своему уроку или мастер-классу было невозможно, потому что на старте ты лишь указывал возраст детей, с которыми хочешь проходить испытание. Кого из них тебе дадут, было неизвестно. То есть я знал только то, что буду работать с учениками седьмого класса.
Конечно, одним из самых сложных испытаний для меня была беседа. На своих уроках я общаюсь с учениками, но в движении, а «не в закрытом пространстве».
Беседа – это не классный час, не урок. Задача – общаться с ребятами на заданную тему.
Как она определяется? Заранее тебе дают пять тем, ну а непосредственно перед испытанием ты узнаешь, о чем именно предстоит говорить. Длится такое общение двадцать минут, в разговоре участвуют не менее двенадцати учеников.
Мне нравилась тема «Сабля ранит голову, но слово – душу». Ведь «оружие» учителя – как раз слово, которые может принести как пользу, так и вред.
Но попалась тема «Друзей легко найти, но трудно потерять» – она тоже интересная. И мы с ребятами пришли к выводу, что эта фраза построена неправильно, что найти друзей не так-то просто.
Я показал скриншот страницы в социальной сети одной из девушек. У нее там две с половины тысячи «френдов». Спрашиваю: правда ли у человека столько друзей? Мне сразу же говорят: «Нет, это только знакомые».
— А часто такие беседы происходят в жизни?
— Бывают, но в разных формах: они могут быть частями обычных уроков или классных часов, ты можешь беседовать с ребенком один на один после уроков.
В прошлом году у меня был учащийся, который очень мешал вести уроки. Из-за него страдала дисциплина во всем классе.
Я понимал, что у него есть харизма, лидерские качества. Моя задача была обуздать эту энергию, направить ее в созидательное русло, чтобы он не «разносил» школу.
Раньше я занимался конькобежным спортом. И предложил всем классом ходить на стадион «Юность» в рамках третьего часа физкультуры. Смотрю – он потихоньку втягивается, и говорю: «Хочешь, познакомлю тебя со своим тренером?»
В общем, ребенок стал заниматься конькобежным спортом. И сейчас он – физорг класса. То есть, если раньше отвечал в коллективе за неформальные отношения и нарушение дисциплины, то сейчас – за спорт. Все это благодаря именно беседе: минутку до урока, минутку – после, минутку – во время.
— Такая тонкая психологическая работа. А трудно вообще найти время на разные внеклассные мероприятия?
— С одной стороны, да. У меня, например, две с половиной ставки. Кроме основной работы есть и бумажная: приходится вести и электронные, и бумажные журналы, и так далее.
С другой стороны, я в своей работе – как, собственно, и дети – ищу комфорт. Иными словами, есть желание общаться с учениками вне школы. И так получается, что всегда находятся возможности. Когда в часы уроков, когда в личное время. Работать по принципу «взял мяч – беги», «сейчас отжимаемся» неинтересно.
Кстати, вот задумайтесь, как можно объяснить правила отжимания? Можно сказать: ноги и руки в таком-то положении – и вперед. А можно предложить ученикам самим ответить на этот вопрос, попробовать отжаться так и эдак. И методом проб и ошибок они сами придут к стандарту.
То же самое – с бегом. Каким, по-вашему, должно быть положение стопы при беге? Можно ведь на носочках, на пятках, при полном касании земли и так далее.
— И как же правильно?
— А вот можно пробежать разными способами тридцать метров. Как получится быстрее – так и правильно.
— Вернемся к нагрузке. Получается, ты живешь в школе?
— Да, но при этом я получаю колоссальный опыт, в том числе как будущий родитель. Да и прихожу к такому выводу, что учителя, как и тренеры в спортивных секциях, – фанаты своего дела. Остаются здесь работать те, у кого есть призвание.
Кстати, после университета я пошел работать в 93-ю школу. Но потом во вторую школу пришла моя жена, с которой я познакомился еще в вузе. Она учитель начальных классов. И я тоже перебрался сюда. Похоже, у нас формируется династия педагогов! Думаю, нам повезло: мы работаем в одной сфере, помогаем друг другу советами, да и видимся на переменах, в столовой.
— А почему ты вообще пошел в педагогический университет?
— Это результат неназидательной, мягкой работы моего тренера по конькобежному спорту Тамары Анатольевны Квасниковой – она меня направила в это русло. Ну и пример школьного учителя физкультуры Елены Федоровны Рычихиной сыграл свою роль.
Да и мама у меня в свое время занималась конькобежным спортом, причем в одной группе с тренером.
Словом, решил попробовать. А после учебы остался на этом же пути. Мне нравится работать с детьми: вкладываться и видеть результат.
Есть мои воспитанники, которые, как и я, поступают в педуниверситет на факультет физической культуры. Может, и я сыграл в этом свою роль. Они приходят ко мне, спрашивают совета. Это ли не результат?
ДОСЬЕ «ВРЕМЕЧКА»
Роман Азманов родился 10 марта 1988 года. Окончил школу №61, потом – факультет физической культуры Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета. Сейчас учится в аспирантуре этого вуза, где пишет кандидатскую диссертацию на тему «Программное обеспечение третьего урока физкультуры на материале шорт-трека».
Фото Виталия Кокшарова