Живут же люди!
17.10.2013 10:58 Автор: Леонид МалеевКакими могут быть пермский аэропорт и микрорайон Бахаревка? В понедельник депутаты и чиновники пермского края вынуждены были смотреть и говорить об этом... в Екатеринбурге.
Как ни обидно, но соседи из Екатеринбурга, некогда уездного города Пермской губернии, из «совкового» аэропорта уже построили современное Кольцово. И о строительстве аналогичного Бахаревке микрорайона Академического тоже не рассуждают, глядя в туманную даль, а уже построили и дали людям возможность покупать жилье за приемлемые деньги.
В Перми же пока все встало на уровне разговоров. И это при готовых начать работать «еще вчера» инвесторах: что по реконструкции Большого Савино, что по застройке экономжильем Бахаревки. Вот только в случае с аэропортом свое «добро» никак не могут сказать депутаты краевого Законодательного собрания, а в случае с Бахаревкой – депутаты Пермской городской думы. Сомнения и «страшилки» про злых инвесторов, про «сделали конкурс так, а надо этак» – песня, уводящая в бесконечность. Поэтому экскурсия в Екатеринбург, которую вынуждены были организовать краевые власти – попытка уже не просто словами, а реальным опытом убедить сомневающихся: пора реконструировать пермский аэропорт – и существующий инвестор это вполне может сделать (поскольку Кольцово реконструировал именно он). Пора начинать застраивать Бахаревку – для Перми это такой же выход из жилищного «тупика» с неимоверными ценами на жилье, каким стал для Екатеринбурга микрорайон Академический.
Вот и поехали. Точнее, полетели – благо в нынешнем году между Пермью и Екатеринбургом наконецто были запущены авиарейсы. А поскольку целью №1 стоял аэропорт, то «рабочую программу» начали прямо с трапа самолета.
Для начала гостям показали VIPтерминал – но не потому, что VIP, а потому, что он остался едва ли не единственным «старым» объектом в Кольцово. Здание 1957 года оказалось архитектурным памятником, поэтому оставить его стало обязательным требованием. Пермякам такое решение предсказуемо понравилось – правда, чуть позже пришлось и посожалеть: «Наш аэропорт исторической ценности совсем никакой не представляет, а потому его можно сносить целиком и ставить совершенно новый».
Кстати, в ходе краткого экскурса в историю директор Кольцово гостей «порадовал»: в своем грустном состоянии Большое Савино отнюдь не одиноко. Таких аэропортов – порядка 70% по всей России. Вот только почемуто это стало слабым утешением – всетаки предпочтительнее входить в уже «осовремененные» 30%. По крайней мере, когда следом для делегации устроили «пробежку» по просторным терминалам Кольцово, показали комфортные залы ожидания и телескопические трапы «рукава» – сомнения развеялись даже у самых «сильносомневающихся»: если пермский аэропорт будет построен по принципу Кольцово и теми же инвесторами – это будет более чем достойно.
– Высказываются опасения, что пермский аэропорт может превратиться в подлетный для Екатеринбурга, в аэропорт второго сорта. Есть такая опасность? – поинтересовался депутат Пермской гордумы Дмитрий Малютин. Ответ на его вопрос слушали очень внимательно:
– Это полный бред. Потенциал пермского аэропорта основан на собственном пассажире. Никто у Большого Савино этого не отнимет – обязательно будет большой поток своих желающих улететь, – парировал Алексей Пискунов. – Ни в одном городемиллионнике по определению «подлетного» аэропорта быть не может. Наоборот, мелкие соседи через вас летать начнут.
Впрочем, вопросов было много: каким был механизм выбора инвестора для Кольцово, сколько денег было вложено после перехода аэропорта под контроль бизнеса, и так далее.
Как выяснилось, инвестором аэропорта выступил холдинг «Аэропорты регионов», входящий в крупнейшую российскую бизнесгруппу «Ренова». За десять лет эта компания вложила в аэропорт Екатеринбурга порядка 15 миллиардов рублей. Результат этих вложений теперь очевиден для всех, кто бывает в Кольцово.
Именно холдинг «Аэропорты регионов» победил в конкурсе инвесторов пермского аэропорта. А конкурсный механизм был примерно таким же, что и десять лет назад в Екатеринбурге.
«Аэропрты регионов» готовы вложить в аэропорт Перми порядка 8 миллиардов рублей. И могли начать строительство нового терминала еще вчера. Но все затормозилось изза того, что соответствующее решение не могут принять депутаты Заксобрания края, часть из которых сознательно сорвала последнее заседание парламента. И пермский аэропорт попрежнему напоминает огромный сарай.
– Аэропорт Кольцово представляет из себя объект высокого европейского уровня. Хотелось бы, чтобы то же самое появилось у нас, в Перми. Нынешний визит ценен тем, что еще раз подтвердил: нам нужно идти в этом направлении, – высказал председатель комитета по инфраструктуре Заксобрания Пермского края Виктор Плюснин.
Подытожил пребывание в Кольцово губернатор Пермского края Виктор Басаргин, который прилетел в Екатеринбург во главе делегации и выступает главным инициатором реконструкции Большого Савино: «Нужно реализовывать проект в кратчайшие сроки, иначе мы отстанем от наших основных конкурентов на десятилетия. От Екатеринбурга мы уже и сейчас отстаем, а наши другие соседиконкуренты пытаются реализовать прорывные проекты. Сегодня цель была не убедить когото, а показать, как может быть. Чтобы у каждого была возможность понять, какие шаги необходимо принимать. Каждый для себя примет решение, патриот он своего края или ему нужно ждать еще какихто гарантий от инвестора. Ну, если инвестор вкладывает восемь миллиардов рублей – это что, не гарантия?» Что ж, остается надеяться, что к следующему заседанию Заксобрания в конце октября депутаты всетаки согласятся с губернатором и реконструкции Большого Савино будет дан «зеленый свет».
Позавидовав в Кольцово, пермские депутаты переехали в новый микрорайон Екатеринбурга – Академический. Фактически – один в один прообраз пермской Бахаревки, которую тоже никак не получается начать строить изза сомнений депутатов – но уже городской думы.
Академический начали строить четыре года назад, он тоже, как Бахаревка, рассчитан на 1 миллион квадратных метров жилья и стал в Уральском регионе новым словом в градостроительстве: в чистом поле строится новый огромный микрорайон, с жильем, ориентированным на самые широкие слои населения.
В Академическом пермякам тоже пришлось совершить «пробежку» длиной почти три километра.
– А что, школыдетсады у вас активно строятся здесь – всетаки застройка огромная, на всех хватает? – интересуются пермяки у и. о. главы администрации Екатеринбурга Сергея Швиндта.
– У нас тут две школы и четыре садика. Планируем строить дальше, – следует ответ.
Интересной оказывается система безопасности: за четыре года в Академическом – всего три квартирных кражи, а уровень правонарушений в одиннадцать (!) раз ниже среднегородского.
Пермяки смотрят подземную автостоянку, знакомятся с работой управляющей компании «Академический», оценивают дом с жильем экономкласса. Цены здесь, правда, выше той, что будет на Бахаревке, что сразу же отмечает Виктор Басаргин: «Здесь нам более интересен опыт комплексного освоения территории. В застройке Бахаревки при этом мы подходим с совершенно иным «пристрастием» к совместной работе инвестора, инфраструктурных организаций и правительства. Стоимость метра экономкласса у нас будет гораздо ниже, чем в Екатеринбурге, а не менее половины Бахаревки будет жильем именно экономкласса. Однокомнатную квартиру можно будет купить менее чем за миллион. 30 тысяч рублей за квадратный метр – вот та возможность, которую мы должны дать в Перми как минимум молодежи, бюджетникам. А не 47 – 48 тысяч за метр, как строят сейчас».
К слову, «сильную сторону» в работе пермских властей в инфраструктурной сфере отметил и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который стал одним из «экскурсоводов»: «Нам необходимо поучиться у пермяков реализации инфраструктурных проектов, дорожному строительству. Коллегиминистры как раз сегодня продуктивно общались, и положительные моменты, которые привезли нам пермяки, конечно, будем использовать»,– подчеркнул глава Свердловской области.