Вопрос цены
08.08.2014 10:15 Автор: Олег РусскихВ Перми очень приличная система общественного транспорта. Говорю об этом без тени иронии. Дешевле, чем у нас, российского пассажира возят только в Крыму. В городе мало «ГАЗелей» и прочих шайтанмаршруток, зато есть вполне продуманная маршрутная система – достаточно гибкая, чтобы оперативно реагировать на запросы, пробовать новые маршруты, вводить дополнительные часы работы в поздние часы по праздникам и т. д.
Эти плюсы получены городом за счет нелюбимых частных автобусных перевозчиков. Именно жесткая конкуренция частников делает пермскую систему общественного транспорта дешевле и эффективнее, чем в большинстве регионов России.
Но за все приходится платить. Прорыв тосола в маршруте 36 с восемью пострадавшими – это плата. Выпавший на ходу двигатель из другого автобуса нынешней весной – плата. И «бешеный» автобус – плата.
Водители неизвестного гражданства и квалификации везут нас на рыдванах непонятного года выпуска, ввезенных в Россию по частям и собранных на странных площадках в пригороде Перми. На какойто стадии сборкиразборки из автобусов в неизвестном направлении исчезают кондиционеры, зато появляются дополнительные самодельные печи.
Попутно с приехавшего конструктора снимаются подходящие запчасти, чтобы отремонтировать уже сломавшийся. И так по кругу. Ах да, еще каждый пермяк платит деньгами: ежегодные дотации перевозчикам общим размером в миллиард рублей, примерно по тысяче с пермской души любого возраста и материального положения.
Попытки муниципалитета навязать перевозчикам обязательство обновлять подвижной состав наталкиваются на жесткое сопротивление последних. Объяснения стандартны: бизнес малорентабелен, цены на ГСМ и запчасти растут, давайте срочно повысим тарифы, тогда, может быть, в отдаленной перспективе автопарк и обновим.
Если мэрия повышает голос, перевозчики отвечают, да еще втихомолку грозят забастовкой. А это, знаете ли, серьезно: транспортная инфраструктура миллионного города во многом завязана на автобусников. В свою очередь чиновники, как говорится, «катают вату». Даже систему электронного платежа за билет они готовы разрабатывать еще лет 10, хотя обещали к июню этого года.
Но делото не в чиновниках и не в перевозчиках, а в нас. Мы готовы терпеть плохие автобусы ради дешевизны. И пока мы согласны на это, дело с места не сдвинется. Точка. Как кажется, изменить правила игры сможет пермский трамвай.
Да, наш электротранспорт застрял в XX веке и требует серьезного развития. Но он, вопервых, муниципальный, а во-вторых, с каждым годом будет дешеветь по отношению к автобусам. Создав прорыв там, можно заставить автобусников шевелиться в своей отрасли.
Ну а если нет, продолжим ежедневные экстремальные автобусные туры. И не надо ехать в дальние страны на экстремальные «американские горки». Входной билет стоит всего 13 рублей.