Наш паровоз вперед летит...
17.07.2014 15:47 Автор: Олег РусскихНа этой неделе в Перми невозможно не написать про трамвай.
Во-первых, две серьезные аварии – и обе из-за низкой квалификации вагоновожатых.
Во-вторых, директором всего трамвайно-троллейбусного хозяйства назначают депутата гордумы Александра Филиппова.
Ну и, наконец, на выставке в Екатеринбурге показали произведенный Уралвагонзаводом городской бронепоезд, который по ошибке назвали трамваем.
Беда в том, что тему трамвая в Перми затерли до невозможности. Так что давайте я вам расскажу про трамвай в Иерусалиме.
Как и в Перми, очень долгое время основу общественного транспорта древнего города составляли дизельные немецкие автобусы. Конечно, это не были 20-летние «конструкторы» без печек и кондиционеров, как у нас, но в принципе – те же «Маны». Вонь, пробки и постоянные жалобы.
В середине 1990-х власти решили, что ситуацию в городе нужно ломать, и средством избрали трамвай. Постановление о строительстве подписали в 1998-м. А первый трамвай с пассажирами по четырнадцатикилометровой ветке пошел, внимание, в 2011-м! За тринадцать лет смета на строительство инфраструктуры (включая подвесной мост) выросла с полутора миллиардов долларов до четырех.
При этом «ломка» ситуации выглядела сколь по-еврейски, столь же и по-русски. Приказ подписали в 1998-м, контракт с французским Citipass подписали в 2002-м, а строить фактически начали только в 2006-м.
Проект все время сталкивался с самыми разными трудностями и проблемами. То жители Иерусалима противились возведению подвесного моста, по которому должен ехать трамвай. То возникал вопрос, как строить линию через древние захоронения: а центр города – сплошь древности и разные объекты всемирной исторической ценности.
Отдельно протестовали арабы и мелкий бизнес, боящийся потерять привлекательные торговые точки. В итоге главную улицу города Яффо раскапывали, закапывали, снова раскапывали и исправляли то, что неправильно закопали. В центре Иерусалима можно было снимать кадры для фильма «Сталинград».
За время строительства менялись мэры города, правительства страны, а количество скандалов измерялось сотнями. Три года назад трамвай наконец пустили.
Спроси сейчас иерусалимца про трамвай, вам прочитают лекцию о чиновниках-идиотах, обязательно назовут сумму сворованных на строительстве денег (сумма разнится от темперамента), объяснят, что «линию нужно было тянуть по соседству, а то у моей сестры магазин снесли и ни шекеля не заплатили».
Но в конечном итоге выяснится, что теперь иерусалимец гордится своим трамваем не меньше, чем Старым городом. Именно трамвай стал основой транспортной инфраструктуры города, благодаря ему уменьшилось число машин и пробок на дорогах. Мало того, трамвай стал достопримечательностью.
У нас в Перми, в отличие от Иерусалима, трамвай уже есть. Да, маршрутная сеть устарела. Да, из удобств в вагонах только бесплатный интернет, да и то не везде. Да, скандалы, аварии и пр. Но у нас есть трамвайная сеть.
Ну так давайте утрем нос Израилю хотя бы в вопросе сроков. Денег, думается, мы сможем потратить больше. А вагоны из Екатеринбурга пустим около железнодорожного вокзала, чтобы гости пугались сразу.
И еще. По легенде идею трамвая в Иерусалиме продавили совместно историки и пиарщики. Одним неудобно было добираться до раскопок и музеев, а вторым срочно требовался имидж современного города.
А Александр Филиппов – историк по образованию и пиарщик по профессии.
Ждем.