Григорий Барабанщиков – пермский Левитан
20.05.2014 11:25 Автор: Наталья МихайловаЕго голос стал почти родным для нескольких поколений пермяков.
Многие просыпались утром и засыпали вечером под его голос. Ему доверяли.
История его жизни – это история пермского радио и телевидения, города, страны.
«ПОПАСТЬ В ТАРЕЛКУ»
— Григорий Степанович, давайте вспомним, как вы пришли на радио. Ведь именно с него началась ваша работа в ГТРК «Пермь»?
— Да, все началось с радио, в 1951 году, в октябре. Мне было без малого 20 лет. Был объявлен конкурс на замещение вакантной должности диктора радио. Я решил пойти на конкурс.
Меня прослушали диктор Нина Ваулина и музыкальный редактор Алевтина Александровна Кольцова. Сказали, что я им подхожу, и поинтересовались, сколько я сейчас зарабатываю. Я в то время работал на телефонном заводе слесарем – сборщиком телефонов-автоматов. Сообщили, что на радио зарабатывают немного, но я на это только рукой махнул.
Образования никакого у меня не было, в школе даже семи классов не окончил. Тогда это была обычная история. Время военное, отец на фронте, семья большая, и ее надо кормить. Старшая сестра Лена и я, не окончив школу, пошли работать.
Так получилось, что все мое образование случилось благодаря «радиотарелке». Я еще, когда совсем пацаном был, думал: ну где там в этой тарелке и коробочке помещаются музыка, актеры, оркестр? А тут возможность самому «попасть в тарелку». Вот и пошел на конкурс.
— Каждый может поучаствовать в конкурсе, но не каждого ждет успех. Возможно, путь в профессию начался задолго до этого?
— Да, конечно. Началось все в детстве. Я очень любил читать вслух, даже газеты, причем с особым удовольствием произносил трудные слова.
Когда в доме появился приемник, я выставлял его в окно, развлекал бегающих во дворе ребят. Ставил пластинку на радиолу, объявлял название произведения, и звучала музыка. Такой вот был концерт, такая забава.
А потом отец привел меня в Дом пионеров. Он был музыкантом, играл на всех инструментах, а в Доме пионеров руководил ансамблем, в котором дети играли на домрах.
С Дома пионеров и пошло-поехало: музыка, танцы, драмкружок, хор. Раньше ведь детское дополнительное образование было бесплатным.
Потом был драмкружок в Клубе работников госторговли, которым руководил заслуженный артист РСФСР Матвей Ильич Крендель. Смену отработаешь на заводе – и бежишь в клуб. Матвей Ильич мне о конкурсе, который проводился на радио, и рассказал.
А когда в 1958 году появилось телевидение, я пришел и туда. В течение двух лет читал текст за кадром, а потом Лев Футлик – он был тогда главным режиссером – вытащил меня на экран.
ВЫГОВОР ЗА СВОБОДУ В ЭФИРЕ
— Помните свой первый выход в телеэфир?
— У нас была телегазета «С телеобъективом по родному краю». Мы, кстати, первыми на советском телевидении открыли такую форму подачи информации. Это были не просто новости, это был сборник репортажей, фельетонов – получалась даже не газета, а тележурнал.
А главное, мы были первыми «живыми» на экране, то есть говорили со зрителем, а не читали текст с листа.
В то время одно из главных правил было – строго придерживаться написанного текста. Не только слово, запятую или точку нельзя было пропустить. Конечно, хотелось быть свободнее в эфире. Я себе такую свободу позволял, за что получил множество выговоров.
Мы, имея перед глазами текст, просто разговаривали. Вскоре всем стало понятно, что не имеет значения, красив диктор или нет, гораздо важнее, как он говорит, ведет передачу. Посмотрите: поэт Роберт Рождественский заикался, и красавцем его нельзя было назвать, а как он говорил – заслушаешься. Ведущий, диктор должен быть личностью.
Кроме телевизионной газеты, мы первыми организовали детский музыкальный клуб «Малышок», сняли первый телевизионный художественный детский фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова – второклассника и второгодника», провели первый региональный «Голубой огонек», который был показан на весь СССР. Первая телевизионная опера – пермская.
— Очевидно, много творческих людей собралось тогда в Радиотелецентре? У вас была хорошая команда?
— У нас всегда была хорошая команда. Хочу заметить, Пермь всегда была культурным очагом на российской карте, мы должны гордиться, что родились и живем в таком городе.
На радио заправляли писатели – Виктор Астафьев, Михаил Вагнер. Главным режиссером и зачинщиком всего творчества на экране был Лев Футлик.
Вслед за известными, состоявшимися людьми стала приходить молодежь. Эти ребята старшим коллегам в рот смотрели, уважали, слушали и впитывали опыт – так происходила смена поколений.
— Какая передача была вашей любимой?
— Мне все было интересно. Особо дороги те, что были мною «рождены» – «Рассказывают фотографии» и «Третий звонок». Да и все остальные я с удовольствием готовил и вел.
А на радио я любил читать художественные тексты, особенно стихи, что не часто случалось. Это была моя отдушина.
В КОМПАНИИ ЗВЕЗД
— Давайте поговорим о людях, с которыми довелось встречаться в рамках ваших программ.
— Что вы, разве вспомнишь всех людей, с которыми встретился, – это невозможно! Из всем известных могу назвать Иосифа Кобзона. Когда я с ним в передаче «Третий звонок» встретился в эфире, это был большой двухчасовой концерт, я вдруг увидел его совсем другим, понял, что он умнейший, эрудированный человек. Такое случается, когда начинаешь не сценический образ воспринимать, а живого человека, говорить с ним, слушать его.
С Аллой Пугачевой была мимолетная встреча. Я пришел к ней, чтобы договориться о ее участии в программе. Встреча в эфире у нас не сложилась, но она была очень доброжелательна, надписала фотографию. Что меня поразило – на эстраде стояла фурия, а в гримерной я увидел красивую молодую женщину с тонкими чертами лица и мраморной кожей.
Интересной была встреча с Эдитой Пьехой. Был большой концерт. Между песнями она должна была подходить ко мне на площадку и присаживаться к столу, за которым я, ведущий передачи «Третий звонок», сидел.
Эдита Станиславовна сказала, что присесть она не может, поскольку очень уважает свой сценический костюм. А мне стоять рядом с ней было неловко, у нас приличная разница в росте, причем не в мою пользу.
В конечном итоге она все-таки села. Я потом спросил: «А как же платье?» А она отвечает: «Я же не знала, что вы такой великолепный ведущий». Что говорить, приятно.
— В вашем арсенале в основном передачи, которые сегодня назвали бы развлекательными или познавательными. Вы принципиально не занимались политикой или просто так сложилось?
— А как вы понимаете значение слова «политика»? Политика пронизывает все сферы нашей жизни. Разговаривать о том, как люди прожили жизнь, как работали, чего добивались – это тоже политика.
Кстати, я никогда не был членом партии и при этом работал на радио и телевидении, мне доверяли.
Но доверие зрителей и слушателей ценнее.
Фото из семейного архива