6
WWW.PERMVREM.RU
# 23 (38)
9 июля 2014
Цена свободы
185 лет назад в Пермской губернии нашли первый европейский алмаз
К
репостной мальчишка за свою
находку получил вольную.
А драгоценные камни с севера
нашего региона оказались в евро-
пейских музеях и шкатулках импе-
раторской семьи.
Первый алмаз России и Ев-
ропы был найден 185 лет назад –
4 июля 1829 года, в Пермской гу-
бернии. Случилось это на Адоль-
фовских золотых приисках в до-
лине речки Полуденки, левого
притока Койвы, возле ныне су-
ществующего поселка Промысла
Горнозаводского района. Владе-
лец прииска граф Полье составил
описание этого события: «Алмаз
был найден 14-летним крепост-
ным мальчиком из деревни, Пав-
лом Поповым, который, имея в
виду вознаграждение за открытие
любопытных камней, пожелал
принести свою находку смотри-
телю».
За алмаз в полтора каратаПавел
получил вольную. Был отдан стро-
гий приказ всем работникам при-
иска усиленно искать «прозрачные
камешки». Вскоре в сейфе, где хра-
нилось намытое золото и первый
алмаз, лежали еще два искрящихся
кристалла – первые алмазы Рос-
сии. Первый найденный кристалл
весил 105 мг, два других – 132 и
253 мг. Всего в течение 1829 г.
было обнаружено 4 драгоценных
камня. Второй из найденных кам-
ней был подарен немецкому нату-
ралисту Александру фон Гумболь-
дту на день его 60-летия. Третий
преподнесен ему же. В свою оче-
редь Гумбольдт алмаз, найденный
вторым, подарил Берлинскому
королевскому музею, а третий пре-
поднес в ноябре 1829 года жене
Николая I императрице Алексан-
дре Федоровне.
Всего до 1917 года в различных
районах Урала при отмывке золо-
тоносных песков нашли не более
250 алмазов. Почти все они были
редкие по красоте и прозрачности
– мечта ювелиров. Самый крупный
весил 25 карат.
– Качество алмазов было
очень высокое, оно и сейчас оста-
ется очень высоким, выше, чем в
Якутии, – отмечает Борис Ушков,
начальник Пермской геолого-съе-
мочной партии ОАО «Геокарта-
Пермь» (Росгеология). Примерно
40% от всех найденных – ювелир-
ные алмазы. Это показатель, кото-
рый говорит о высокой рентабель-
ности.
В 30-е годы XX века был при-
нят ряд постановлений Прави-
тельства СССР о развороте поис-
ков алмазов. В СССР, в том числе
и на Урале, в широких масштабах
стали проводиться систематиче-
ские поисковые и разведочные ра-
боты.
– Тогда международная обста-
новка сложилась не в нашу поль-
зу, поставка зарубежных алмазов
прекратилась, – говорит Борис
Ушков. – На правительственном
уровне было принято решение
организовать в тех районах, где
алмазы в каком-то количестве на-
ходились, поиски, чтобы выйти на
месторождения, которые можно
разрабатывать.
Поисковые работы 1938–1939
годов подтвердили наличие ал-
мазов в россыпях в бассейне реки
Койвы. Была не только подтверж-
дена алмазоносность известных
ранее россыпей – Крестовоздви-
женской и Адольфовской, – были
обнаружены и новые россыпи:
Кладбищенская и Среднеполу-
денская. На базе алмазных партий
ВСЕГЕИ и ВИМСа Комитетом по
делам геологии при СНК СССР
была создана Уральская алмазная
экспедиция, которая продолжила
поисково-разведочные работы на
Среднем Урале.
За период с 1941 по 1945 г. на
западном склоне Урала были от-
крыты первые в СССР промыш-
ленные алмазоносные россыпи.
А в конце 1940-х годов поисково-
разведочные работы были сосре-
доточены на бассейне реки Вижай.
В 1953 году партией №33 обна-
ружены алмазы по реке Борову-
хе, левому притоку Вильвы. Но в
1957 году в связи с прекращением
работ на Среднем Урале поиско-
во-разведочные работы на водо-
разделе Вижай – Вильва, одном
из самых интересных объектов за-
падного склона Среднего Урала,
были свернуты.
Наталья Михайлова
СВЯТОЕ ДЕЛО
Либо у нас с географией род-
ного города не очень, либо в
микрорайоне Вышка II особо
хитрое расположение улиц.
Короче говоря, несмотря на
подсказки навигатора, мы
все-таки заблудились. Реши-
ли поступить мудро: раз все
дороги ведут к храму, тормо-
зим, завидев церковный ку-
пол. Удивляемся – надо же,
какой необычайно красивый
будет храм! Будет, потому
что он пока в строительных
лесах и сам купол лишь на-
половину возведен. Но бла-
городные очертания уже
угадываются резной колон-
надой, замысловатыми пре-
делами и сводчатыми окнами.
А рядом народ что-то бурно
обсуждает, склонившись над
чертежами. Оказалось, мы
попали на совещание по до-
стройке этого храма. Зало-
жили его еще в 2001 году, имя
хорошее дали – Крестовозд-
виженский. Спрашиваем: по-
чему так долго строительство
идет?
– Потому что возводит-
ся он на народные деньги, на
пожертвования. Пришла ко-
пеечка – вложили. Конечно,
хочется побыстрее прихо-
жан порадовать, но уж как
получится.
Обходим стройку во-
круг – и сердце замирает:
вид на Каму открывается
нереальный! А когда храм
завершат, загляденье будет.
ПЕРВЫМ СТУДОТРЯДАМ
ПОСВЯЩАЕТСЯ
Улица Героев Хасана как
всегда забита машинами,
но мы упорно ползем по ней
вверх, ближе к Липовой горе,
к дому номер 113. Это зда-
ние инженерного факультета
Пермской сельхозакадемии.
Дело в том, что скоро здесь
собираются поставить не-
обычный монумент. Рядом
со входом – группа будущих
сельских инженеров. С ум-
ным видом что-то обсуж-
дают над отрытым капотом
старенького «Запорожца».
Спрашиваем: «Знаете про
памятник?»
– Нет, – отвечают, – мы
не в курсе. Не этому ли? – и
показывают на свой раритет.
Достаем листок с инфор-
мацией и зачитываем. «На
рассмотрение городского со-
вета по топонимике поступи-
ло предложение установить
здесь монумент в виде моде-
ли трактора Т-150 на гусенич-
ном ходу. Он посвящается
первым механизированным
студенческим отрядам, ор-
ганизованным в Пермском
сельскохозяйственном
ин-
ституте в 1968 году».
Пробегающий мимо про-
фессор восклицает: «Давно
пора. У нас таких в аудитори-
ях аж четыре штуки стоит».
А это уже вахтер добав-
ляет:
– Студотряды? Давно это
было, но помню, как сейчас.
А если что из памяти вылета-
ет, так руки все вспомнят!
КСТАТИ...
На эту новость не замедлили
откликнуться блогеры.
– Каким боком этот трактор
относится к 1968 году? ДТ-75
самый массовый гусеничный
трактор в СССР, вот что на па-
мятник ставить надо!
– Вообще-то трактор Т-150
появился в семидесятые годы.
Стройотряды – в 1968 году,
какая-то неувязка. Может, поис-
кать в деревнях «работягу» Т-16,
который более подойдет для
памятника? Первый трактор се-
рии Т-150К сошел с заводского
конвейера (ХТЗ) в 1971 году (не-
большая партия, всего 500 ед.),
в 1973 только поставлен на по-
ток. Десятью годами позже на-
чался выпуск гусеничных тракто-
ров Т-150.
Мелочей не бывает
Если «что случилось», звони 20-558-20
Фото: Виталий Кокшаров
Наталья Теньковская
Рубрика «Что случилось?»
в новостях «Час пик» на канале «Урал-Информ»
каждый вечер, в 19:00 и 23:30.
ДЛЯ ПРИЕЗЖИХ ПОЛИСМЕНОВ
Сегодня с утра узнали, что
в Перми скоро открывает-
ся специальная гостиница
для командировочных по-
лицейских. Несколько те-
лефонных звонков – и вот
уже адрес на руках: улица
Сигаева, 4а. Приехав на ме-
сто, понимаем, почему го-
стиница расположена имен-
но здесь. Эти новенькие
многоэтажки с хорошими
детскими площадками на
Вышке II в народе так и зо-
вут – «полицейские дома»,
хозяева квартир – сплошь
сотрудники правоохрани-
тельных органов. Гостини-
ца займет один из первых
этажей. Уютно, зелено и к
тому же проживание для
стражей порядка, прибы-
вающих в Пермь из других
городов по служебной не-
обходимости, бесплатное.
КСТАТИ...
Как рассказали в пресс-
службе краевой полиции, но-
мерной фонд состоит из семи
одно- и двухместных меблиро-
ванных комнат с удобствами,
помещений для приготовления
и приема пищи, прачечной. На
территории есть автопарков-
ка. Первое заселение стражей
порядка планируется во вто-
рой половине июля.
ДВОРЦЫ В ЛЕСУ
Телезритель Василий звонил
нам не раз и не два. Но то нам
до безымянной остановки перед
въездом в Закамск не по пути,
то у Василия времени нет. И вот
наконец мы все вместе стоим на
улице Якутской. Мимо на ско-
рости проносятся машины. До-
рога разделена добротным бор-
дюром.
– В нем все и дело! – говорит
мужчина. – Для автомобилистов
это хорошо, но для нас – беда,
потому что попасть на останов-
ку на другой стороне по всем
правилам нереально! Смотрите,
бордюр тянется на несколько
километров – аж до Северного
кладбища, его не обойти. В дру-
гом направлении чуть поменьше,
но аналогично сложно, потому
что упираешься в круговое дви-
жение, и для пешеходов здесь
переходов нет. Вот мы все еже-
дневно – взрослые дяди, пенси-
онеры, мамаши с детьми – пере-
бегаем дорогу, рискуем жизнью
и перелезаем через этот бордюр.
В дождь зрелище не для слабо-
нервных.
– Откуда вы здесь все на
безлюдной дороге?
– А вы загляните за поворот,
там дачный кооператив «Авто-
мобилист». Но дачным он был до
поры до времени. Теперь у мно-
гихздесьнедома, адворцыстоят.
И прописка, соответственно.
Я сам, – говорит Василий, – го-
родскую квартиру продал, дом
здесь купил и хорошо живу. Если
б еще не эта транспортная беда!
За алмаз
в полтора карата
Павел получил
свободу
реклама