5
WWW.PERMVREM.RU
# 15 (30)
14 мая 2014
Голос века
Григорий Барабанщиков – пермский Левитан
Е
го голос стал почти родным для поко-
лений пермяков. Многие просыпались
утром и засыпали вечером под его го-
лос. Ему доверяли. История его жизни – это
история пермского радио и телевидения, го-
рода, страны.
– Григорий Степанович, давайте вспом-
ним, как вы пришли на радио. Ведь имен-
но с него началась ваша работа в ГТРК
«Пермь»?
– Да, все началось с радио, в 1951 году,
в октябре. Мне было без малого 20 лет. Был
объявлен конкурс на замещение вакантной
должности диктора радио. Я решил пойти
на конкурс. Меня прослушали диктор Нина
Ваулина и музыкальный редактор Алевти-
на Александровна Кольцова. Сказали, что я
им подхожу, и поинтересовались, сколько я
сейчас зарабатываю. Я в то время работал на
телефонном заводе слесарем – сборщиком
телефонов-автоматов. Сообщили, что на ра-
дио зарабатывают немного, но я на это толь-
ко рукой махнул. Образования никакого у
меня не было, в школе даже семи классов не
окончил. Тогда это была обычная история.
Время военное, отец на фронте, семья боль-
шая, и ее надо кормить. Старшая сестра Лена
и я, не окончив школу, пошли работать. Так
получилось, что все мое образование случи-
лось благодаря «радиотарелке». Я еще, ког-
да совсем пацаном был, думал: ну где там в
этой тарелке и коробочке помещаются му-
зыка, актеры, оркестр? А тут возможность
самому «попасть в тарелку». Вот и пошел на
конкурс.
– Каждый может поучаствовать в кон-
курсе, но не каждого ждет успех. Возмож-
но, путь в профессию начался задолго до
этого?
– Да, конечно. Началось все в детстве.
Я очень любил читать вслух, даже газеты,
причем с особым удовольствием произносил
трудные слова. Когда в доме появился при-
емник, я выставлял его в окно, развлекал бе-
гающих во дворе ребят. Ставил пластинку на
радиолу, объявлял название произведения, и
звучала музыка. Такой вот был концерт, та-
кая забава. А потом отец привел меня в Дом
пионеров. Он был музыкантом, играл на всех
инструментах, а в Доме пионеров руководил
ансамблем, в котором дети играли на домрах.
С Дома пионеров и пошло-поехало: му-
зыка, танцы, драмкружок, хор. Раньше ведь
детское дополнительное образование было
бесплатным. В советские годы были свои
прелести. Я всегда говорю, ничего нельзя
смахивать со счетов. Понимаете, какая шту-
ка… Беда нашего государства в том, что мы не
анализируем. Какой-то период времени жи-
вем, потом безжалостно наработанный опыт
перечеркиваем – причем и положительный,
и отрицательный с одинаковой легкостью,
и опять пишем историю с чистого листа.
Посмотрите на другие страны, они живут
эволюционно. А у нас уже в традиции – все
«разрушим до основанья, а затем мы наш, мы
новый мир построим…» Но так же нельзя.
Так никакого мира и прогресса никогда и не
будет.
Потом был драмкружок в Клубе работ-
ников госторговли, которым руководил за-
служенный артист РСФСР Матвей Ильич
Крендель. Смену отработаешь на заводе – и
бежишь в клуб. Матвей Ильич мне о кон-
курсе, который проводился на радио, и рас-
сказал. А когда в 1958 году появилось теле-
видение, я пришел и туда. В течение двух лет
читал текст за кадром, а потом Лев Футлик –
он был тогда главным режиссером – выта-
щил меня на экран.
– Помните свой первый выход в теле-
эфир?
– У нас была телегазета «С телеобъекти-
вом по родному краю». Мы, кстати, первыми
на советском телевидении открыли такую
форму подачи информации. Это были не
просто новости, это был сборник репорта-
жей, фельетонов – получалась даже не газе-
та, а тележурнал.
А главное, мы были первыми «живыми»
на экране, то есть говорили со зрителем, а не
читали текст с листа. В то время одно из глав-
ных правил было – строго придерживаться
написанного текста. Не
только слово, запятую
или точку нельзя было
пропустить.
Конечно,
хотелось быть свободнее
в эфире. Я себе такую
свободу позволял, за что
получил множество вы-
говоров. Мы, имея перед
глазами текст, просто
разговаривали.
Вско-
ре всем стало понятно,
что не имеет значения,
красив диктор или нет,
гораздо важнее, как он
говорит, ведет передачу.
Посмотрите: поэт Роберт
Рождественский заикал-
ся, и красавцем его нель-
зя было назвать, а как он
говорил – заслушаешься.
Ведущий, диктор должен
быть личностью.
Кроме телевизион-
ной газеты, мы первыми
организовали
детский
музыкальный клуб «Ма-
лышок», сняли первый
телевизионный художе-
ственный детский фильм
«Три с половиной дня из
жизни Ивана Семено-
ва – второклассника и
второгодника», провели
первый
региональный
«Голубой огонек», кото-
рый был показан на весь
СССР. Первая телевизи-
онная опера – пермская.
– Очевидно, много творческих людей
собралось тогда в Радиотелецентре? У вас
была хорошая команда?
– У нас всегда была хорошая команда.
Хочу заметить, Пермь всегда была культур-
ным очагом на российской карте, мы должны
гордиться, что родились и живем в таком го-
роде. На радио заправляли писатели – Вик-
тор Астафьев, Михаил Вагнер. Главным ре-
жиссером и зачинщиком всего творчества на
экране был Лев Футлик. Вслед за известны-
ми, состоявшимися людьми стала приходить
молодежь. Эти ребята старшим коллегам в
рот смотрели, уважали, слушали и впитыва-
ли опыт – так происходила смена поколений.
– Какая передача была вашей лю-
бимой?
– Мне все было интересно. Особо дороги
те, что были мною «рождены», – «Рассказы-
вают фотографии» и «Третий звонок». Да и
все остальные я с удовольствием готовил и
вел. А на радио я любил читать художествен-
ные тексты, особенно стихи, что не часто слу-
чалось. Это была моя отдушина.
– Давайте поговорим о людях, с кото-
рыми довелось встречаться в рамках ваших
программ.
– Что вы, разве вспомнишь всех людей,
с которыми встретился, – это невозможно!
Из всем известных могу назвать Иосифа
Кобзона. Когда я с ним в передаче «Третий
звонок» встретился в эфире, это был боль-
шой двухчасовой концерт, я вдруг увидел его
совсем другим, понял, что он умнейший, эру-
дированный человек. Такое случается, когда
начинаешь не сценический образ восприни-
мать, а живого человека, говорить с ним, слу-
шать его.
С Аллой Пугачевой была мимолетная
встреча. Я пришел к ней, чтобы договориться
о ее участии в программе. Встреча в эфире у
нас не сложилась, но она была очень добро-
желательна, надписала фотографию. Что
меня поразило – на эстраде стояла фурия, а в
гримерной я увидел красивую молодую жен-
щину с тонкими чертами лица и мраморной
кожей.
Интересная была встреча с Эдитой Пье-
хой. Был большой концерт. Между песнями
она должна была подходить ко мне на пло-
щадку и присаживаться к столу, за которым
я, ведущий передачи «Третий звонок», сидел.
Эдита Станиславовна сказала, что присесть
она не может, поскольку очень уважает свой
сценический костюм. А мне стоять рядом с
ней было неловко, у нас приличная разница
в росте, причем не в мою пользу. В конечном
итоге она все-таки села. Я потом спросил:
«А как же платье?» А она отвечает: «Я же не
знала, что вы такой великолепный ведущий».
Что говорить, приятно.
– В вашем арсенале в основном переда-
чи, которые сегодня назвали бы развлека-
тельными или познавательными. Вы прин-
ципиально не занимались политикой или
просто так сложилось?
–А как вы понимаете значение слова «по-
литика»? Политика пронизывает все сферы
нашей жизни. Разговаривать о том, как люди
прожили жизнь, как работали, чего добива-
лись – это тоже политика. Кстати, я никогда
не был членом партии и при этом работал на
радио и телевидении, мне доверяли. Но до-
верие зрителей и слушателей ценнее.
Наталья Михайлова
реклама
Мамы напрокат
В детских больницах Перми появились
«больничные мамы»
Н
еравнодушные девушки на время становятся ма-
мами для ребят из детских домов и приютов, по-
могая им перенести лечение и справиться со всеми
возникающими трудностями.
Периодически в детских больницах Перми ока-
зываются ребята, которых не навещают родственни-
ки или друзья. Это дети, оставшиеся без попечения
родителей или изъятые из семей. Заботиться об их
душевном состоянии и комфорте – например, о на-
личии чистого белья – некому. За такими детьми
и приглядывают «больничные мамы». В свободное
время они навещают ребят в больнице и помогают
в элементарных вещах – напоминают о приеме ле-
карств, выводят на прогулку, обеспечивают чистой
одеждой.
– Недавно в больницу попал Вовка из при-
юта, ему десять лет. Я приносила ему одежду на
сменку – шорты, футболки, майки, носки. Прино-
сила книжки, учила буквам, потому что он совсем
не умеет читать. Обратной связи от него почти не
было: отвечал всегда односложно, я расстраива-
лась. Как-то пришла вечером в больницу, а мне
соседки по палате говорят: «Он вас так весь день
ждал, боялся, что не придете», – рассказала коор-
динатор больничных мам Татьяна Добрынина.
Маленькие дела приносят большую пользу – ра-
боту «больничных мам» поддерживают руководите-
ли детских домов и медицинских учреждений.
– Практически невозможно обеспечить необхо-
димый уход за такими детьми нашими силами. Осо-
бенно в условиях неполной укомплектованности
младшим медицинским персоналом. Поэтому мы
рады помощи «больничных мам». Их работа способ-
ствует полноценному лечению и развитию детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, – по-
яснил главный врач городской детской клиниче-
ской больницы №15 Дмитрий Антонов.
По мнению заместителя директора социально-
реабилитационного центра для несовершеннолет-
них «Радуга» Аллы Зыриной, работа больничных
мам страхует детей от получения психологической
травмы.
– Что значит оказаться в больнице для ребен-
ка из приюта? Значит оказаться среди белых стен,
быть отрезанным от общения, жить в страхе от про-
водимого лечения. В таких условиях у детей раз-
вивается синдром «госпитализма» – проще говоря,
они переживают необыкновенно сильный стресс.
«Больничные мамы» создают для ребенка безопас-
ную среду, дают ему чувство защищенности. Это
жизненно необходимо для наших подопечных, –
подчеркнула Алла Иосифовна.
«Больничные мамы» начинали свою рабо-
ту год назад. Они выросли из группы «Внучки»,
участники которой помогают домам престарелых,
и затеи «Дедморозим». Уже к лету под контролем
«больничных мам» окажутся все детские больни-
цы Перми.
В планах – помощь ребятам, попавшим в лечеб-
ные учреждения всего региона. Чтобы поддержка,
которую получают дети, была профессиональной
и максимально полезной, для будущих волонтеров
работает «Школа больничных мам». Вопреки на-
званию, учиться в ней могут и молодые люди. На
занятиях специалисты рассказывают, как правиль-
но ухаживать за детьми и находить с ними общий
язык. Стать «больничной мамой» может любой
желающий. Есть специальная группа в соцсети
«В контакте».
Юлия Шумихина
Отдел рекламы: (342) 205-58-16
,
205-58-05
Фото из семейного архива
Фото из семейного архива
В радиостудии – Григорий Барабанщиков
Прямой телеэфир
Ребенку нужна мама
реклама