7
WWW.PERMVREM.RU
# 17 (32)
28 мая 2014
СКИДКИ до 60%
“ PUMA ” “ Lee ”
“ Wrangler ”
Компрос, 65
т. 281-05-20
В МАГАЗИНЕ
СПОРТИВНОЙ
и ДЖИНСОВОЙ
ОДЕЖДЫ
реклама
Погоня за «Никой»
Из Перми – на чемпионат мира
З
авершился чемпионат России по футболу, и
у болельщиков есть несколько недель пере-
вести дух до того, как в Бразилии начнется чем-
пионат мира. Мы, конечно, надеемся на россий-
скую команду, но сейчас речь не о результате.
Давайте вспомним земляков, сражавшихся на
мировых форумах. Они были!
«Ника» – эта золотая статуэтка, которая
долгое время вручалась триумфаторам чемпи-
онатов мира по футболу. В этих турнирах нам
похвастать особо нечем. Вершина – 4-е место в
Англии в 1966-м году. Но ехали чуть ли не по-
беждать! После того как оказались на 4-м месте,
нашли «крайних» – Льва Яшина и защитника
Муртаза Хурцилаву. Однако добавим, после
игр на берегах Туманного Альбиона возмож-
ности сборной стали оценивать более трезво.
Впервые на мировой форум наша сборная
пробилась в 1958 году. Без дополнительно-
го испытания не обошлось. Играли стыковые
игры с поляками. В первой игре победили 2:0,
мячи забили Эдуард Стрельцов и воспитанник
пермского футбола Генрих Федосов. В начале
1950-х он выступал за пермское «Динамо», по-
том блистал в «Динамо» столичном. В составе
московского клуба Федосов становился чемпи-
оном страны, забил более 50 голов. Техничный
был форвард, однажды изумил бразильцев, за-
бив в присутствии сотни тысяч болельщиков
на знаменитом стадионе «Маракана» краси-
вейший гол в ворота команды «Васко Да Гама».
Никто не сомневался, в финале чемпионата
мира Стрельцов и Федосов себя покажут. Но в
Швецию ни тот, ни другой, увы, не поехали.
Федосов был талантливый парень. Не толь-
ко в футбол лихо играл. Блестяще прыгал в
высоту, великолепно танцевал, любил музыку,
стихи. Наш знаменитый земляк не походил на
многих своих партнеров. Любовь к музыке Гле-
на Миллера, Луи Армстронга, Элвиса Пресли,
приобретение «зловредных» пластинок – это в
конце 1950-х был уже проступок. Да, мало того,
в Бразилии в Федосова влюбилась местная
красавица, и он
(о ужас!) ответил
ей взаимностью.
И был рай для дво-
их, ласковое море
и жаркий песок
Копакабаны. Та-
кого романа совет-
ские спортивные
руководители
и
сотрудники ком-
петентных
орга-
нов простить не
могли – девушка
из капиталистиче-
ской страны! Без
«благословения»
и задания от КГБ!
Федосов остался
за бортом сборной,
а вскоре и из столичного «Динамо» ушел, до-
игрывал на «футбольной периферии».
А та бразильянка много лет спустя приез-
жала в СССР, в Москву, искала Федосова, но
встреча не состоялась. Тот трудился вдали от
столицы, тренировал заштатную команду. Такая
вот романтическая история, в которой оказа-
лись замешаны футбол и политика, спецслужбы
и любовь, музыка и несбывшаяся мечта сыграть
на чемпионате мира. Ушел из жизни Федосов в
декабре 2005-го, забытым и непризнанным.
Впервые представитель Перми поехал на
Мундиаль в 1994 году в США. Им был главный
тренер сборной России Павел Садырин, вос-
питанник пермской «Звезды». Многие помнят
о конфликте между наставником и игроками,
подписавшими пресловутое «письмо четырнад-
цати». Футболисты требовали вместо Сады-
рина другого тренера – Анатолия Бышовца.
В Америку сборная отправилась, когда вроде
все помирились. Но выступили неудачно. Не-
сколько лет спустя, уже в Перми, где Павел Фе-
дорович любил проводить время на скромной
даче на пути к Нытве, тренер с горечью расска-
зывал: случайно услышал, как один из игроков
разговаривал по телефону с наставником сво-
его клуба. Смысл беседы был понятен: футбо-
листа убеждали «не выкладываться». Позднее
выяснилось, такие «задушевные» пожелания
высказывались нескольким игрокам. Садырин
рано ушел из жизни. По мнению врачей, глав-
ной причиной тяжелой болезни были нервы,
жуткое напряжение.
Сейчас сборная России готовится к чем-
пионату мира, который пройдет на родине ку-
десников футбола бразильцев. В расширенный
список кандидатов Фабио Капелло включил
двух футболистов, имеющих отношение к Пер-
ми. Это бывший защитник «Амкара» Андрей
Семенов, выступающий ныне за грозненский
«Терек», и форвард Максим Канунников, кото-
рый этим летом перейдет в казанский «Рубин».
Пожелаем обоим войти в окончательную заяв-
ку сборной и выступить лучше, чем удалось их
именитым предшественникам.
Никита Чернов
Шаг навстречу
Российско-японские отношения получат в Перми новый импульс к развитию
Японский «квартал» на фестивале
«Белые ночи» положит начало
взаимовыгодному сотрудничеству
Прикамья и Страны восходящего
солнца. Интересы обеих сторон
очевидны – обмены молодыми
специалистами и студентами,
сотрудничество в сфере культуры
и искусства.
П
роект «Традиционные культуры Рос-
сии и Японии: шаг навстречу» в рамках
«Белых ночей» наверняка привлечет
внимание пермяков и гостей краевой столи-
цы. Целую неделю в Перми мастера и моло-
дое поколение будут обмениваться секретами
мастерства, приобретенного за годы упорного
труда или просто прилежного изучения. В это
время школьники, студенты и их наставники
смогут прикоснуться к искусству далекой и
таинственной Японии. А наши японские го-
сти, в свою очередь, увидят достижения рус-
ской традиционной и современной культуры.
В проекте примут участие более пятнадцати
учебных организаций высшего, специального
и среднего звена. Инициаторами проекта вы-
ступили Центр молодежных японско-русских
обменов при министерстве иностранных дел
Японии и пермский клуб айкидо «Хоккек-
сэй». В рамках программы обменов Пермь
посетят шесть токийских мастеров традици-
онных японских искусств – игры на японском
барабане тайко, чайной церемонии, икебаны,
айкидо и иайдо.
Несомненно, в понятие искусства русские и
японцы вкладывают разные смыслы. Для япон-
цев искусство – это стремление человека к аб-
солюту, стремление довести до совершенства
любую человеческую деятельность. Например,
айкидо – это «искусство мира», так его назы-
вал основатель Морихей Уэсиба, способ ре-
шить любую конфликтную ситуацию мирными
средствами. Иайдо – традиционное японское
фехтование, за многие годы ставшее символом
почитания традиций, также является произве-
дением искусства.
Смысл искусства в любой стране – это при-
влечение внимания людей к разным аспектам
социальной жизни и способ поменять их от-
ношение к ним. Например, японские искусства
как нельзя лучше реализуют принцип «Горин
годзё» – «пять человеческих добродетелей»: гу-
манность, долг (справедливость), вежливость,
мудрость и верность. Вероятно, поэтому япон-
ские искусства наилучшим образом подходят
для привлечения внимания молодых людей на-
шего города к духовным ценностям, к сожале-
нию, по разным причинам часто остающимся за
пределами нашего внимания.
А 17 июня, во вторник, на главной сцене
фестивального городка руководитель делега-
ции Аракава Ёскэ-сэнсэй покажет искусство
айкидо. Сэнсэй начал заниматься айкидо, когда
ему было всего восемнадцать лет. Аракава-сэн-
сэй всю свою жизнь посвятил популяризации
айкидо в Японии и во всем мире. В 2014 году он
отмечает двадцать лет своей просветительской
деятельности в сфере айкидо в России. Многие,
кто практикует айкидо в Нижнем Новгороде,
Москве, Екатеринбурге, Перми, Риге, стали
верными последователями этого искусства бла-
годаря Аракава-сэнсэю.
Несмотря на свой солидный возраст –
74 года! – Аракава-сэнсэй ведет очень актив-
ный образ жизни. Занятия айкидо позволяют
ему сохранять бодрость и энергию. Ежегодно
Аракава-сэнсэй со своими учениками прини-
мает участие в показательных выступлениях на
одной из самых престижных площадок Токио –
парке Хамарикю, любимом месте для прогулок
императорской семьи.
Не менее – а может быть, и более – интерес-
ными станут выступления японского музыкан-
та. Игра на большом японском барабане вадай-
ко требует от музыканта не только отменного
чувства ритма, но и солидной физической под-
готовки. Недаром многие барабанщики так гор-
дятся своим великолепно развитым телом. Свое
исполнительское мастерство пермским зри-
телям продемонстрирует Аракава Масатэру –
многократный чемпион различных всеяпон-
ских турниров и конкурсов по игре на большом
японском барабане.
Основная специализация Аракава Маса-
тэру – игра на большом японском барабане
вадайко, по размеру чуть менее двух метров в
диаметре. Весит такой барабан 30 килограммов!
Однако, увы и ах, в этот свой приезд Аракава
Масатэру привезет только два средних бараба-
на. Сейчас Масатэру Аракава все свое время от-
дает работе с группой «Вадайко Аракава Стю»,
а еще сам пишет музыку. Главная мечта Арака-
ва Масатэру – популяризировать в мире искус-
ство барабанщиков Японии.
Показательные выступления участников
японской делегации состоятся в рамках фес-
тиваля «Белые ночи» на главной сцене. А еще
будут самые разные мастер-классы, демонстра-
ции, видеодемонстрации с пояснениями, встре-
чи представителей японской делегации со сту-
дентами, преподавателями и представителями
администрации всех государственных вузов
Перми, а также хореографического и музыкаль-
ного колледжей, оперного театра, учащихся
11-й гимназии, Дворца творчества юных и шко-
лы каратэ «Киокусинкай».
При таком широком охвате детско-юно-
шеской и молодежной аудиторий очень важно
использовать полученный импульс от реали-
зации проекта для расширения и укрепления
двухсторонних связей между Японией и Перм-
ским краем. Важным этапом в налаживании
такого сотрудничества станет издание дву-
язычного сборника о государственных учреж-
дениях, готовых принять участие в различных
партнерских программах между Россией и
Японией. Успех проекта «Традиционные куль-
туры России и Японии: шаг навстречу», не-
сомненно, поможет развитию двухсторонних
связей не только в культурной, но и в других
сферах жизни.
Уже в процессе подготовки к проекту до-
стигнута договоренность о личной встрече
членов кабинета министров Пермского края с
министром-советником посольства Японии в
России и начальником информационного отде-
ла господином Оцуки, посвященной вопросам
дальнейшего сотрудничества в области моло-
дежных японско-русских обменов. Это согла-
суется с договоренностями между Президентом
России Владимиром Путиным и премьер-ми-
нистром Японии Синдзо Абэ, достигнутыми
весной прошлого года.
Дмитрий Николаев
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ДАЛИ
Подлинники Сальвадора Дали –
в Перми
В Центральном выставочном зале
открылась выставка «Священное
послание». Проект включает в себя
более ста графических работ одного из
величайших художников XX века – это
иллюстрации к Ветхому и Новому За-
вету. Великий экспериментатор в мире
искусства создавал их в течение трех
лет.
Этих работ нет ни в одном музее Рос-
сии, а потому выставка уникальна.
В Пермь графические листы прибыли из
частного итальянского собрания в специ-
альных ящиках с климат-контролем.
Те, кто уже их увидел, говорят: иллюс-
трации открывают художника, извест-
ного своей эпатажной живописью, с
неожиданной стороны.
Графические работы великого мисти-
фикатора – едва ли не самое главное
событие лета для Перми. Серия «библей-
ских» эстампов и в мире-то выставля-
ется очень редко. В российских музеях
графические работы Дали практически
не представлены, а потому увидеть их
можно разве что на таких передвижных
выставках.
Что ни работа – то результат экс-
перимента. Например, чтобы добиться
эффекта фрески, художник стрелял
по литографическому камню из ружья.
«Книгу книг» иллюстрировали почти все
знаменитые художники. Сальвадор Дали
сделал это в шестидесятых годах про-
шлого века. В эстампы надо вглядывать-
ся и стараться не пропустить ни одной
детали. Ведь каждый лист рассказывает
историю о том, что было, что есть и что
будет. Читать Евангелие от Дали можно
до 28 июня.
«ВЕНОК ЖУТКИХ ПЕСЕН»
В Пермском театре оперы и балета –
мировая премьера
Это вокальный цикл «Зимний путь»
Шуберта. В нем нет какого-либо развития
сюжета, странствия героя не имеют ни
начала, ни конца. Мрачное настроение
утверждается в первом номере цикла и
царит до последнего. «Зимний путь» Шу-
берт создал в предпоследний год жизни,
полный печальных событий. Все это
время Шуберт, по воспоминаниям одного
из друзей композитора, был настроен
мрачно и казался утомленным. Свой
крупнейший вокальный цикл «Зимний
путь» композитор назвал «венком жут-
ких песен».
В Перми «Зимний путь» в обработ-
ке Ганса Цендера прозвучит в испол-
нении камерного состава оркестра
MusicAeterna под управлением Теодора
Курентзиса. Сольную партию исполнит
Борис Рудак – молодой, подающий на-
дежды тенор, который вошел в труппу
театра осенью 2013 года. Неотъемлемой
составляющей станет видеоряд от перм-
ского кинорежиссера Алексея Романо-
ва. Услышать и увидеть «Зимний путь»
можно 30 мая в Пермском театре оперы
и балета.
ДВИЖЕНИЕ
КАК КОНСТАНТА
Выставка художника-отшельника –
в галерее «Марис».
Мастер графики Алексей Балмасов
сознательно ушел в «отрыв от цивили-
зации» – вот уже десять лет художник,
работы которого хранятся во многих
музеях России, живет в небольшом
райцентре и очень редко бывает в
Перми.
Бегство от цивилизации – не редкость
среди художников. Пожалуй, самым
знаменитым «отшельником» стал Поль
Гоген. Точно так же в поисках покоя на
переезд из крупного индустриально-
го города почти в деревню решился и
Алексей Балмасов. Он один из редких
художников, говорят критики, для кого
ежедневный труд – не вымученный про-
цесс, а потребность. Поэтому и название
выставки «Движение как константа».
И хотя Балмасов живет в глубокой
провинции, то, что он пишет, не имеет
привязки к местности. Каждая работа –
обращение к вечным темам, а они не
имеют ни срока давности, ни местечко-
вого колорита.
НО
ВОСТИ
КУЛЬТУРЫ
Сборная СССР на чемпионате мира 1958 г.
Аракава-сэнсэй. Искусство владения айкидо